От винта!

Вертолет  Владимира  Грибовского  пригодится и  в  сельском  хозяйстве,  и  в  патрулировании  дорог

Вертолет  Владимира  Грибовского  пригодится и  в  сельском  хозяйстве,  и  в  патрулировании  дорог

Даймлер поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехколесную коляску. Костович создал первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Блинов совершил первую поездку на тракторе собственной конструкции. А вот белорусу Владимиру Грибовскому удалось собрать вертолет. Конечно, Владимир не открыл Америку и не изобрел часовой механизм. Но вся уникальность его истории в том, что до молодечненского Кулибина у нас в стране самостоятельно сделать вертолет Швайцера (в буквальном смысле из того, что было) еще никому не удавалось. 

В своем родном Молодечно Владимир обслуживает газовые сети. Откуда такая любовь к технике у 42-летнего газовщика, неизвестно. Но, как говорит сам мастер, изобретать он начал, как только научился ходить. 

— Мастерил из чего только можно, но больше всего полюбил железо, — рассказал Владимир. – Наверное, человеку присуще стремление сделать то, чего еще нет. Вот и я начал собирать винтокрылую машину, то есть вертолет. Знаю, что у нас в Беларуси никто из энтузиастов в этой сфере до таких результатов не доходил. 

Идея о собственном вертолете у Владимира появилась давно, но к делу он приступил только в 2001 году, перечитав очень много литературы. Часами просиживал в местных и столичных библиотеках. Купил автомобильный двигатель, оргстекло... Ну а дальше со всех свалок домой тянул железо, алюминий, дерево. 

— А с чем больше всего пришлось помучиться? – интересуюсь у Владимира Владимировича. 

— С трудностями сталкивался на каждом шагу. Неоднократно переделывал втулки несущего винта, автоматы перекоса… Проблема в том, что все делалось на авось. У нас ведь нет для этого никаких конструкторских расчетов. Так что я начинал с нуля, а за основу взял американский вертолет Швайцера. 

По расчетам Владимира, его аппарат должен потреблять в час примерно 25 литров бензина. Так, если залить полные баки, то он пролетает три часа. Подняться на такой машине можно на высоту двух-трех километров, то есть пока будет хватать кислорода для работы двигателя. А вот скорость у этой 540-килограммовой «стрекозы» больше, чем у самого быстрого спринтера саванны — гепарда. Вертолет белорусского изобретателя может набрать 180 километров в час и поднять в воздух примерно 200 килограммов груза. Но зеленая «стрекоза» под облаками еще не парила. 

— Машину я сейчас испытываю. Вертолет пока «летает» на лыжах по земле, — говорит автор. — На одном таком испытании у него отвалился хвост. Еще многое надо отрегулировать и переделать. Успеть бы все за зиму. Но чтобы вертолет взлетел, мне самому надо преодолеть собственный страх.  Ведь я никогда не управлял летательным средством. Однако желание оторваться от земли сильнее всяких сомнений. 

А чтобы получить практические навыки вождения этой авиамашиной, Владимир собирается окончить специальные курсы, которые можно сравнить с обучением в автошколе. После учебы, получив удостоверение пилота-любителя, он сможет управлять легкими (до 750 килограммов) летательными аппаратами. Но право на полеты должен доказать и самодельный вертолет, пройдя строгий технический осмотр. Кстати, как рассуждает Владимир, его летательный аппарат можно будет использовать не только ради собственного удовольствия. 

— Такая машина сгодится, например, для осмотра линий электропередачи. Найдут ей применение в лесном и сельском хозяйстве. Могут использовать и службы Госавтоинспекции, — говорит хозяин белорусского вертолета Швайцера.  

Надо сказать, что это не единственная самоделка газовщика Владимира. До летательного аппарата он собрал в гараже собственного дома автомобиль, несколько тракторов, мотоблок, прицепы… Соседи поначалу над ним посмеивались: «Чудак-человек!»  Но приметив, как ловко Владимир обрабатывает на компактном и очень удобном тракторе землю, решили, что неплохо бы иметь такой агрегат и в собственном хозяйстве. Так, один трактор был продан за 500 долларов. Второй ушел за полторы тысячи «зеленых». А вот самодельный автомобиль пришлось, к сожалению, разобрать на запчасти.  

— За его оформление надо было заплатить больше, чем он стоит, — говорит Владимир. – А  машинка была хорошая, похожая на джип. Как только я научился управляться с железом, перешел на авиацию. В жизни у всех разные цели. Кто-то целыми днями лежит на диване, кто-то спиртное употребляет. А я хочу подняться в небо. 

В Молодечно Владимир не одинок в своем увлечении. Летным изобретательством здесь увлекаются пять человек. Местные любители  авиадела решили даже организовать свой аэроклуб. Уже подготовлены и все необходимые для его регистрации документы.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter