От винта!

Не надо изобретать велосипед, лучше постройте себе вертолетВертолет, сконструированный и изготовленный жителем Молодечно Владимиром Грибовским, действительно летает

— Но еще как крокодил — низенько-низенько, — скромно уточняет авиаконструктор-самоучка.
Запечатленный камерой момент взлета я смотрела на домашнем видео: машина несколько раз оторвала шасси от травы аэродрома. На большее пока не хватило мощности установленного на ней двигателя. Самым интересным было наблюдать за выражением лица пилота.
Сейчас вертолет конструкции Грибовского стоит под навесом в огороде. Автор занят испытаниями нового, более мощного двигателя — от “Субару” 2005 года выпуска. 6 цилиндров, 240 лошадиных сил — должно хватить для подъема в воздух тонны веса. Вертолет Грибовского-2 имеет все шансы стать не только первым белорусским самодельным вертолетом, но и первым в мире вертолетом, работающим на газе. Запустить двигатель “Субару” на бензине не смог ни один из умельцев автосервиса. Владимир решает вопрос радикально.
Управлять вертолетом без навыков — все равно что, впервые сев за руль, выехать на оживленную трассу. Обе руки на рычагах, обе ноги на педалях, в полете нет времени на размышления и сомнения. Мой собеседник летного училища не заканчивал, и вообще с налетом часов у него негусто. По образованию он вполне земной человек — слесарь.
— И не боитесь без инструктора подниматься в воздух? — пытаюсь понять я.
— А вы знаете, сколько раз я прочувствовал свой первый полет на земле?
Наверное, бессчетное количество раз. Первую модель вертолета Владимир Грибовский собрал года три назад. У нее обнаружился серьезный конструктивный недостаток — сильная вибрация. Для летательных аппаратов это сродни приговору: усиленная явлением резонанса вибрация может стать причиной того, что вертолет рассыплется в воздухе.
Сегодняшняя модель вибрации не подвержена, системы управления слушается идеально. Осталось довести до ума двигатель.
По-видимому, изобретательство у Владимира в крови: первые усовершенствования в конструкцию купленного родителями велосипеда внес еще дошколенком.
— На многих отечественных предприятиях производство до сих пор по советскому образцу: поставили модель на поток — и гоним ее годами и десятилетиями. Китайцы в этом смысле молодцы, делают новые модели буквально из ничего.
Владимир по примеру китайцев делает свои “самоделки” из всего, что под рукой. Над чертежами долго не мудрит, лишь иногда набрасывает эскизы, выполненные в технике “палка, палка, огуречик”.
Вплотную Владимир занялся конструированием в начале 90-х, когда оснастил устроенную на первом этаже дома мастерскую. Сейчас там стоят токарный, фрезерный, сверлильный станки. Токарный куплен в Витебске “по бартеру” — предприятию было нечем платить за оказанные услуги, поэтому оно рассчиталось с Владимиром неисправным станком. Фрезерный, тоже в нерабочем состоянии, был выкуплен Владимиром за 200 долларов. Зато, вложив деньги и силы в оборудование, Владимир смог собрать серьезную вещь — автомобиль.
Основой самодельного внедорожника (два ведущих моста!) послужил списанный воинской частью “газик” 1967 года выпуска. Ходовая часть этого далекого предка современных джипов, двигатель от “Москвича”, оперение от “Жигулей” — и “Хаммер” отдыхает. Владимир ездил на джипе собственной конструкции полтора года. Потом гаишники сели на хвост: машина-то приметная. Поскольку на “Москвич” (судя по номеру двигателя) внедорожник явно не тянул, владельца отправили регистрировать транспортное средство...
— Я съездил в Минск, но за регистрацию выставили цену, которой машина не стоила, — заметил Владимир. — Попробовал это объяснить, но мне возразили: это же джип, он на рынке 70 тысяч стоит.
В общем, разбившийся о бюрократический барьер джип пришлось переделать в трактор. Владимир его продал за символическую цену.
В домашнем ноутбуке моего собеседника есть раздел “Самоделки”. Изучение его экспонатов, наверное, пошло бы на пользу штатным конструкторам заводов тракторных деталей и агрегатов.
Например, окучник: фреза и плужок. Агрегат рыхлит землю и сразу окучивает ее. Конструкция оригинальная, хотя данный факт патентами не подтвержден.
Или снегоход на колесах-камерах. Идея заимствована у полярников, покорявших на таких вездеходах полюсы, и адаптирована к погодным условиям Молодечно. Был продан любителю зимних поездок за символическую цену.
Вот мотоблок: двигатель от мотороллера, колеса сеялки, мост от старенького трактора. Наверное, слишком легкий получился — буксовал. Поэтому был разобран и превращен в конструкцию более надежную и удобную. Вот прицепы к мотоблоку и микроавтобусу, сваренные из отдельных листов металла.
Идею картофелекопалки Владимир подсмотрел на старых фотографиях: немецкие крестьяне использовали такие агрегаты на конной тяге. Вариант Владимира Грибовского — картофелекопалка с моторчиком. Сама копает, сама выбрасывает клубни на соседние ряды. Человеку остается только, не пачкая рук, собирать их в ведра и мешки.
Надо заметить, что эксклюзивная техника достается покупателям раз в десять дешевле, чем фабричные аналоги. По признанию изобретателя, он сильно экономит на комплектующих: почти все детали найдены или куплены в магазине “Сделай сам”.
— Сейчас, конечно, предприятие “Вторчермет” обнесено забором, вокруг посты. Унести хотя бы одну ненужную железку было бы хищением. Выручают прошлые запасы, иногда меняюсь со сборщиками лома цветных металлов. Они мне — нужную вещь, я им — такое же количество лома.
Год назад, узнав о молодечненском изобретателе, в Беларусь приезжала съемочная группа РТР. Но Владимиру не понравилось, как его подали на экране. Получился чудик, который время и деньги не семье отдает, а тратит на ненужные железки и бессмысленные эксперименты. На самом деле двухэтажный дом и гараж, навес для вертолета и домашнюю мельницу, котел парового отопления и много других вещей Владимир сделал собственными руками. Просто кроме бытовых забот есть мечта.
Мечта, кстати, не такая уж неземная. В других странах сверхлегкая авиация активно используется представителями многих профессий. Современный американский ковбой, например, в поисках стада уже не объезжает, а облетает свое ранчо. Обнаружив животных в одном из отдаленных уголков, он медленно, зависая на высоте нескольких метров, перегоняет стадо поближе к дому. Во многих европейских странах полиция патрулирует на вертолетах улицы крупных городов. В лесном и сельском хозяйстве легкая авиация применяется столь широко, что Владимир со своим вертолетом запросто нашел бы работу над бескрайними полями и лесами родины. 160 километров в час и полная независимость от городских светофоров и пробок — неоспоримые достоинства его транспорта.
Правда, и небо не свободно от бюрократических барьеров. В ближайших к нам странах — в России и Украине — на мотодельтапланах, планерах и иных сверхлегких летательных аппаратах летать можно запросто, не запрашивая многочисленных разрешений. Ведь сверхлегкий планер и пассажирский “Боинг” двигаются на разной высоте и друг другу не мешают. В Беларуси все, что поднимается выше в воздух, чем на два метра, должно иметь на это разрешение. Перед каждым полетом следует подавать в аэропорт заявку о том, что такой-то борт будет летать в обозначенное время над такой-то территорией.
Сейчас Владимир — единственный конструктор и владелец вертолета общественного объединения “Крылья Молодечно”. В объединении 11 единиц техники — самолеты, планеры, мотодельтапланы...
Летать рожденный — взлететь сумеет?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter