От великого до смешного

Почему хорошие идеи иногда вызывают лишь иронию

Почему хорошие идеи иногда вызывают лишь иронию

«Кто возьмет билетов пачку, тот получит...” — “Водокачку!” Наверное, все помнят эту фразу из знаменитой гайдаевской комедии “Бриллиантовая рука”. И всякий раз она вызывает улыбку. А мне эта киноцитата неожиданно вспомнилась в Международный день родного языка. Возможно, и с благими намерениями члены Товарищества белорусского языка имени Франциска Скорины проводили акцию, направленную на то, чтобы повысить интерес белорусов к родному слову. Но делали это настолько неуклюже, что это вызывало лишь иронию, граничащую с чувством неловкости. Каждого, кто писал на листе бумаги слово по-белорусски, они “награждали”... конфеткой. Вот, мол, какой молодец белорус — слово на родном языке правильно начертать может. А ведь белорусский — один из двух официальных языков нашего государства.

...А члены Товарищества белорусского языка похвастали: в день проведения акции за шесть часов было роздано более 23 килограммов конфет за то, что “знатоки” исписали девятьюстами белорусскими словами 57 листков! Вот такую “глобальную” работу они провели. Правда, ничего иного, кроме саркастической улыбки, ее результаты не вызывают. Но, как говорится, от великого до смешного...

Припоминается, что к юбилейной дате Александра Пушкина в России тоже проводилось нечто подобное. Правда, там сувениры получали те, кто мог прочесть любое из стихотворений великого поэта. А это, согласитесь, уже совсем иной уровень. И воплощение идеи отнюдь не “конфетное”.

Кстати, именно неуклюжестью формы воплощения хороших замыслов очень часто страдают некоторые молодежные мероприятия. Скорее всего, сказываются оригинальничанье и погоня за модой. К примеру, весьма актуальна проблема распространения в молодежной среде наркотических средств, вредных курительных смесей. И то, что она не остается незамеченной самими молодыми, — нормальное явление. Так же, как и их стремление бороться с этим злом. Волнует другое — какими методами.

Как-то я стал свидетелем проведения одной из акций под названием “Забей... на наркотики, курение, пьянство”. Перечислялись и другие пороки, на которые прохожим предлагалось “забить”. А чтобы все выглядело более-менее пристойно, поставили фанерные щиты, на которых эти пороки были графически изображены, и стали забивать в них настоящие гвозди-мостовики.

Сложно сказать, насколько эффективной оказалась эта акция и сколько после нее человек действительно рассталось с пагубными привычками. Однако народный фразеологизм, призывающий “забить”, содержит такое словечко, которое не только печатать, но и произносить неприлично. И этот фразеологизм настолько популярен, что не знать его просто нельзя. Получилось, что благое дело вершили с помощью... “благого мата”? И тут уже не только не смешно, а даже грустно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter