От Ванкувера до Владивостока. Совместная ПРО – новый уровень европейской безопасности.

Когда 18 лет назад Президент Ельцин предложил американцам создавать совместную противоракетную оборону (ПРО), на него посмотрели, мягко говоря, с недоумением военные обеих стран. С тех пор тему эту поднимали на щит не раз: в 1997 году даже заключили Хельсинкское соглашение о сотрудничестве в сфере создания систем ПРО ТВД и подписали Нью-Йоркский протокол о разграничении систем стратегической и тактической ПРО, а в 2000 году – Соглашение о создании Совместного центра обмена данными о пусках баллистических ракет. Провели немалое количество встреч, совещаний и даже совместных компьютерных учений, позволивших сделать вывод о совместимости наших систем ПРО. И все же дело сотрудничества в этой сфере далеко не продвинулось. Еще 2–3 года назад военная верхушка России относилась к развитию отношений в области ПРО с США и НАТО весьма скептически.

Перелом произошел после того, как президент Обама объявил о том, что США отказываются от планов по развертыванию элементов национальной ПРО в Польше и Чехии, а Россия пересмотрела решение о размещении ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. Воля создавать совместную ПРО в Европе была выражена на самом высоком уровне – об этом однозначно высказались президенты России и США, генсек НАТО, а российский начальник Генштаба генерал армии Макаров вообще заявил, что «никакая противоракетная оборона в Европе невозможна без участия России». Но практических шагов за декларациями так и не последовало, а некоторые весьма уважаемые российские эксперты стали утверждать, что «проект совместной ПРО нам не очень и нужен», что он «практически нереализуем из-за несовместимости систем», что «предлагаемая натовцами система ПРО непонятна (против кого она и кто там будет нажимать кнопку)», да и вообще это «вопрос технический». Серьезное заблуждение.
На самом деле тема создания совместной ПРО в повестке дня отношений России с США и Западом самая важная. Она гораздо весомее и сотрудничества по Афганистану, и даже нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. Если будет принято решение о создании совместной ПРО «от Ванкувера до Владивостока», как это предлагает сделать генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен, Россия и НАТО, Россия и США становятся не просто союзниками, а суперсоюзниками. Даже партнеров по Варшавскому договору Москва старалась не допускать к своим разработкам по ПРО, да и Вашингтон до недавнего времени неохотно шел на сотрудничество в этой сфере со своими европейскими союзниками – слишком деликатна и чувствительна эта область стратегической обороны.
Что касается вопроса технологической и организационной совместимости систем ПРО России и США, то положительный ответ дан на него давно и нашими военными, и гражданскими специалистами. Иначе и быть не могло – в период противостояния стороны слишком внимательно следили друг за другом и многое заимствовали. Министр обороны России Сердюков по этому поводу сказал: «Результаты работы подтвердили возможность совместимости российских и натовских систем, позволяющих существенно повысить эффективность ПРО».
Споры по поводу контроля за «кнопкой» и порядка принятия решений в совместной системе ПРО абсолютно беспочвенны: когда в тебя летят ракеты, обсуждать что-либо поздно, команда об их уничтожении должна приниматься в автоматическом режиме. Против каких ракетных угроз строится система, ясно любому серьезному эксперту: совместная ПРО должна защищать не только от единичных пусков ракет, но и от многих десятков боеголовок, а в перспективе – не только от ракет средней и меньшей дальности, но и от межконтинентальных ракет. Иначе нет смысла затевать такой дорогостоящий проект. Если будет создана мощная и эффективная совместная ПРО  с  полноценным участием России, становятся бессмысленными споры о  вступлении или невступлении России в НАТО, снимается вопрос о взаимном ядерном сдерживании между странами – участницами этой системы. Противоположный вариант развития ситуации, когда ПРО в Европе будет создана без России, приведет к появлению новых барьеров на этом континенте, обострит проблемы стабильности и безопасности и для России, и для ее европейских соседей.
Безусловно, придется вести долгие и жесткие переговоры о том, чтобы Россия не была статистом в новой объединенной системе ПРО. «Сейчас мы оцениваем идею этого предложения, – сказал в Довиле Президент Медведев. – Думаю, что и само НАТО должно понять, в каком плане там видят присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения и как дальше работать». Нельзя также ограничиваться совместным использованием российских радиолокационных станций в Армавире, что на Юге России, и в азербайджанском городе Габала (впервые это предлагал еще Владимир Путин в 2007 году). Недостаточно и создания Совместного центра обмена данными о пусках баллистических ракет – интеграция должна быть более глубокая и сущностная. Российские зенитные ракетные комплексы дальнего и среднего радиуса действия типа С-400 и перспективные С-500 вполне конкурентоспособны и должны занять достойное место в совместной системе ПРО не только на территории страны. Возможности России по выведению на орбиту космических летательных аппаратов для этой системы также необходимо максимально использовать. В этом случае значительная часть российского оборонно-промышленного комплекса может стать равноправным участником этого проекта.
В последние недели ситуация в треугольнике Вашингтон – Брюссель – Москва начинает принципиально меняться. От процесса примирения между Россией и Западом после августовской войны в Грузии в 2008 году стороны перешли к реальному диалогу о сближении. Это стало очевидно после заявления Дмитрия Медведева о том, что он все же полетит 19 ноября в Лиссабон на саммит Россия – НАТО. Хотя Президент России последним из 29 лидеров стран – участниц этого совета принял приглашение генерального секретаря Андерса Фог Расмуссена от 16 сентября, было понятно, что серьезных причин для отказа нет. Ни Россия, ни Запад не могут себе позволить упустить шанс для дальнейшей интеграции – слишком серьезны вызовы, которые предъявил им ХХI век, справиться в одиночку с ними будет не под силу. Создание совместной ПРО – это та самая ниточка, с помощью которой сообща можно распутать весь клубок фобий и противоречий между Россией, США и НАТО, который достался еще со времен холодной войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter