От умелых рук — ровный «сердца» стук

В белорусской армии эксплуатируется более 45 тысяч автомобилей

288-я база резервной автомобильной техники Министерства обороны возникла в прямом смысле на месте, где раньше было болото

Сегодня автомобиль в жизни каждого человека играет большую роль, а для армии техника просто незаменимый помощник. Без автомобилей невозможно проведение ни одной значимой войсковой операции. Нельзя воевать без вовремя подвезенных боеприпасов, ГСМ и прочих материалов.

В белорусской армии эксплуатируется более 45 тысяч автомобилей, имеются отдельные автомобильные части и подразделения. Армейские машины, вездеходы и тягачи рассчитаны на эксплуатацию практически в любых условиях, даже в бездорожье. Однако техника есть техникой, и, какой бы прочной и надежной она ни была, поломки в процессе эксплуатации неизбежны. Для «лечения» грузовиков и гусеничных тягачей в Вооруженных Силах Беларуси вот уже много лет успешно функционирует 288-я база резерва автомобильной техники. Она предназначена для доукомплектования соединений и воинских частей техникой и имуществом, а также ее хранением и текущим ремонтом.

Создавалось войсковая часть в прямом смысле на болоте. На гиблые места, куда нечасто забредали разве что заядлые грибники, было перевезено сотни тонн песка, гравия и цемента. Все здания построены на сваях. Но, несмотря на сложности, люди в погонах решили поставленную командованием задачу. Нынче 288-я – в своем роде показательное войсковое подразделение, с 2004 года укомплектованное только военнослужащими, проходящими службу по контракту и высококвалифицированными гражданскими специалистами, подчеркивает командир части полковник Вячеслав Иванов.

С 2003 года военные взялись за обслуживание автомобильного имущества, а с 2005 года и ремонтом занимаются. Созданы цеха для капитального ремонта двигателей, мостов и прочих элементов ходовой части, электрооборудования, топливных насосов и других узлов.

За восстановление живучести армейской техники принимаются гражданские кулибины. Сергей Левшеня – сварщик. Он «местный кутюрье», и «костюмчик» автомобилю обновит, и швы аккуратно зачистит. Игорь Туров – слесарь. Занимается разборкой и сборкой двигателей…

По словам начальника производственно-технического отдела части Игоря Шешко, на базе собраны уникальные специалисты своего дела. Тот же Туров, например, отработав в части около 10 лет, поддался было искушению более высокой зарплаты, но потом все равно вернулся… Говорит, что приятно видеть, как твоими трудами возрождается неимоверная мощь бронированной машины.

И для этого на 288-й базе созданы все условия, подчеркнул начальник автомобильного управления Министерства обороны Беларуси полковник Александр Драгун. Шесть-десять лет автомобили находятся на хранении, потом каждому устраивается контрольный пробег с изучением работы всех узлов и проведением необходимых работ по техобслуживанию. Каждая машина проходит полный цикл и только после подтверждения диагноза — «здоров», полностью красится и снова устанавливается на хранение или же выдается в войска.

Человек уникальной профессии Юрий Кот работает водителем-испытателем. Более 10 лет трудится в части. Служил сверхсрочную, потом отучился на механика-водителя, теперь после обкатки каждой машины на полигоне дает за­ключение о ее профпригодности в целом и отдельных узлов после ремонта.

В момент нашего посещения базы очередные восемь гусеничных тягачей МТ-ЛБ испытывались им и готовились под отгрузку для 120-й бригады. «Наиболее сложный узел в тягаче – ходовая часть, — пояснил Юрий Кот. – Ходовую заменили на новую. Подремонтировали другие механизмы. В целом МТ-ЛБ – машина простая и чрезвычайно надежная. В ближайшие лет 10 с ней точно проблем не будет!»

Анатолий Половченя – водитель 1-го класса. Имеет все категории и в случае необходимости запросто может сесть за кран и заниматься погрузочно-разгрузочными работами. Водитель-универсал, за рулем он более 30 лет.

Сергей Барковский, как ветеран и как воин-«афганец», также предан и своему делу, и подразделению. На его глазах база строилась. А во время службы в армии лично перевез на военном грузовике не одну тонну грузов, вернувшись домой, устроился на базу. Уж он-то точно знает и понимает, насколько важно, чтобы боевой друг в нужную минуту не подвел не только водителя, но и других, движущихся в колонне товарищей… Был старшиной роты, потом ответственным за правильное хранение техники.

…Показали нам и автомобили, поставленные для кратковременного хранения в капитальных помещениях. На базе немало различных машин. Бережно содержатся военные КаМАЗы-4310, хотя все активнее им на смену приходят отечественные МАЗы, пояснил начальник автоуправления МО полковник Александр Драгун. Пока машины отечественного производства занимают около семи процентов в общем количестве. Смена поколений происходит по мере износа и старения…

В рамках государственной программы вооружения ежегодно осуществляется замена устаревших марок машин на новые колесные шасси МЗКТ. Стоит упомянуть и о многоосном специальном колесном шасси МАЗ-543. Этот труженик дорог вот уже несколько десятков лет обеспечивает подвижность зенитно-ракетных, ракетных комплексов и другого вооружения не только в Вооруженных Силах Беларуси, но и на всем постсовет­ском пространстве. На шасси МЗКТ-7301 установлена си­стема «Мультилифт», обеспечивающая механизированную погрузку и вы­грузку съемных грузовых модулей. Разработано альтернативное средство подвижности МЗКТ-6922 для зенитных ракетных комплексов «Оса» и «Бук».

Сегодня, помимо надежности, безопасности, уменьшения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, эвакопригодности, значительные требования предъявляются и к уровню унификации, снижению расхода топлива, обеспечению всеядности топлива современных дизельных двигателей. Еще одно направление работы конструкторов – повышение живучести автомобильной техники в боевых условиях. Топливные баки должны выдерживать взрыв под колесами автомобиля в эквиваленте 225 граммов тротила.

Следуя мудрости наших отцов, кто хочет мира, не должен забывать и о войне...

На снимке: установка колеса на армейском тягаче.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter