От царских генералов…

Кто реально помогал красноармейцам учиться воевать?

Кто реально помогал красноармейцам учиться воевать?

Вспомним великих земляков. Среди командиров-учителей были и выпускники Полоцкого кадетского корпуса родные братья Новицкие — Евгений, Василий и Федор. Не столь важно, кто они, русские, белорусы или поляки, – они люди наших мест и нашей истории, пожелавшие быть защитниками Родины. Исправно служили в России, Польше, Беларуси, проявили превосходные способности командиров разных рангов. Окончили Академию Генерального штаба.

В 1901 году средний брат Василий Новицкий служил в Петербурге делопроизводителем Главного штаба русской армии. Когда началась Русско-японская война, в должности штаб-офицера отправился на Дальний Восток, командовал 12-м стрелковым полком. Видел своими глазами, знал, как драматично проходили сражения с неприятелем на реках Ялу и Шахэ, около города Ляоян в Северо-Восточном Китае. В декабре 1904 года погиб воспитанник Полоцкого кадетского корпуса генерал-лейтенант Роман Кондратенко, успешно руководивший сухопутной обороной Порт-Артура. Город пал. Василий Новицкий тяжело переживал унизительное поражение.

Крайне расстроенный, он вернулся в Петербург, на свою прежнюю должность, и под «ошеломляющим впечатлением несчастной войны» решил написать книгу и произвести в ней анализ того, что произошло на Дальнем Востоке. Опыт историка у него уже был: до этого выпустил семь книг. Очередная вышла в Петербурге в 1909 году и стала известна в армейской среде.

Во время Первой мировой войны его старший брат Евгений был командиром 45-го армейского корпуса, Василий – начальником пехотной дивизии, младший, Федор, командовал пехотными дивизиями и 43-м армейским корпусом. Все имели звание генерал-лейтенанта.

Война никому не принесла удовлетворения – одни потери и печали, как и последующие события 1917 года. Массовые волнения рабочих, матросов, солдат привели к развалу армии. Куда было податься братьям-генералам?

Евгений, Георгиевский кавалер, воевавший на Румынском фронте, отправился затем на юг России, где формировалась Добровольческая армия, но белое движение терпело одно поражение за другим, надежды на реставрацию власти не оставалось. И Евгений Новицкий эмигрировал в Югославию, где вступил в югославскую армию. В 1931 году возглавил объединение 48-й пехотной дивизии. В том же году он умер в Сараеве.

Василий осознал бессмысленность сохранения старого строя. Он добровольно перешел на сторону советской власти.

В 1918-м, в год создания Красной армии, Василий Новицкий был назначен военным руководителем Высшей военной инспекции, которую возглавлял старый большевик Н. Подвойский. Инспекция осуществляла контроль за организацией в армии политработы и снабжения войск, участвовала в создании и укреплении фронтов. Военспец генерал-лейтенант В. Новицкий оказал большую помощь молодой рабоче-крестьянской армии, которая тогда, в неимоверно трудных условиях, делала свои первые шаги. Его помощь стала еще весомее, когда в 1919 году он занял должность профессора созданной в Москве Академии Генерального штаба Красной армии. Воспитывал руководящие кадры старшего и высшего командного состава. Его первые слушатели К. Мерецков, В. Соколовский, И. Тюленев и другие были выпущены досрочно и отправлены на фронт. Умер профессор в 1929 году, оставив труды по истории Русско-японской и Первой мировой войн.

С марта 1918 года Федор Новицкий служил военруком Калужского отряда, а с мая — начальником Калужской пехотной дивизии. В июле стал военруком Ярославского военного округа, которым руководил М. Фрунзе. Здесь они сблизились, подружились и в следующем году на Восточном фронте были вместе: Михаил Васильевич был командующим 4-й армией, а Федор Федорович – начальником штаба этой армии, командующим Южной группой армий Восточного фронта. За успешные бои против уральских белоказаков Ф. Новицкий награжден орденом Красного Знамени.

В августе 1919 года Фрунзе был назначен командующим Туркестанским фронтом, Новицкий – его начальником штаба, а с ноября – заместителем командующего фронтом. Вместе освобождали от Колчака Оренбургскую губернию и Урал, организовали экспедицию в Туркестан. Весома их роль в разгроме войск генерала Врангеля и освобождении Крыма. С 1921 года Федор Новицкий был начальником штаба, а затем преподавателем академии Военно-воздушных сил. Умер в 1944 году в Москве.

Таким образом, один из трех братьев-генералов оказался белоэмигрантом. Немало и других бывших полоцких кадетов оказалось в белой гвардии.

Сегодня Полоцкий краеведческий музей хранит сведения о земляках, которые добровольно согласились служить Красной армии. Среди них два брата Кайгородовы: Михаил Никифорович – генерал-лейтенант, начальник 26-й пехотной дивизии, начальник Гродненской крепости, и Дмитрий Никифорович – генерал-майор, ученый-биолог, профессор Лесного института, ученый-механик Нил Львович Кирпичев – генерал-лейтенант, заслуженный профессор Военно-инженерной академии. С 1918 года – управляющий делами Инженерного комитета при Главном военно-инженерном управлении Красной армии.

…Генералы и офицеры старой армии в 1918 году составляли 75 процентов командного состава Красной армии. Потом этот процент постепенно уменьшался. Новая армия получила военный опыт, стратегию, воспитателей, кадры. Этот фактор оказал стране неоценимую помощь в строительстве новых Вооруженных Сил и в организации разгрома иностранных интервентов и белогвардейцев. Люди и сегодня с благодарностью вспоминают образованных дворян, которые в трудное время связали свои судьбы с историей трудового народа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter