От теплицы до столицы

Белорусы не спешат закупать овощи сейчас, а ждут ярмарок

Белорусы не спешат закупаться овощами впрок, откладывая это до начала ярмарок

Конец лета для многих ознаменован сезоном дачных работ. Те же, кто предпочитает не портить маникюр, копаясь в грядках, и не приемлет семейного единения на картофельном поле, за овощами отправляются в магазины и на рынки. Как идет торговля перед началом массовых продаж картофеля, свеклы, лука и других даров лета, узнавала корреспондент «Р».

Не проходите мимо

Место притяжения сотен тысяч минчан — Комаровский рынок. Принято считать, что именно здесь самые низкие цены на сезонную продукцию в черте города. Что ж, посмотрим.

Судя по наличию свободных мест в торговых рядах, где продаются овощи и фрукты преимущественно со своего огорода или выращенные в фермерских хозяйствах, у крестьян идет собственная уборочная кампания. А значит, не за горами обилие отечественных морковки и капусты на прилавках. А вместе с ним — и снижение цен. Хотя по сравнению с концом июля заявленная стоимость традиционных продуктов питания с грядок уже заметно снизилась, на некоторые товары — в 1,5—2 раза. Так, например, за килограмм молодого картофеля в среднем просят уже 5,5 тыс. против прежних Br 10 тыс. Как показывает практика, это не предел: впереди — сезонные ярмарки, где производители второй хлеб готовы отдать почти задаром. Пока же покупатели, как отмечают сами торговцы, овощей берут понемногу, на пару раз в суп.

«Сдали» в два раза также морковь, лук, за которые теперь просят почти Br 5 тыс. и Br 6,5 тыс. соответственно. В 1,5 раза подешевели и помидоры — сочные томаты из Пинска продают уже по Br 8—10 тыс. за килограмм. Радует и то, что от испанских и украинских «краснощеких» и следа не осталось. Но только берут сейчас белорусские помидоры неохотно: у каждого городского жителя наверняка найдется пара родственников с дачей или сельской усадьбой, где от урожая ветки ломятся.

А вот отходящие кабачки подорожали за месяц почти втрое, до Br 8—10 тыс. За «символические» Br 6 тыс. продают сморщенный зеленый перец, зато свой, с огорода. Втридорога, как гласит ценник, — выращенный под крышей столичного тепличного комбината. Примечательно, что примерно столько же, почти Br 20 тыс., стоит и привезенный из Европы болгарский.

Лидеры по ценам в пересчете на килограмм — перо лука и укроп. На Комаровке за 100 граммов зелени придется достать из кошелька Br 4 и Br 8 тыс. соответственно. Казалось бы, мелочи, но в пересчете на килограмм выходит Br 40 тыс. и Br 80 тыс. В гипермаркете за оптовые покупки придется платить в 4 и 3 раза больше. Так, получается, что килограмм зеленого лука стоит Br 160 тыс., молодого укропа — Br 237 тыс. Что касается магазинов у дома, то здесь зелень надо еще поискать.

Витаминное ассорти

Как уйти с рынка без фруктов? Тем более что продавцы активно распродают привезенные за тридевять земель абрикосы, персики, нектарины и виноград. По крайней мере, такое впечатление складывается, когда смотришь на небольшие горки с крупными и сочными плодами. Все — примерно по $ 2. В то же время стоимость арбузов и дынь держится на прежнем уровне — Br 4,5—5 тыс. и Br 15 тыс. за килограмм.

— Мы с семьей решили с августа основательно закупаться витаминами, — рассказывает Дмитрий, покупатель, и указывает на увесистые пакеты.

— Во-первых, скоро осень, надо поддержать иммунитет детей. Во-вторых, денег на это уходит сейчас не так уж и много. Так что пусть малыши наедаются вволю — зимой такого раздолья не будет. Поэтому не жалеем на дыни по Br 100 тыс. в неделю. Правда, жена предлагала переключиться на маленькие «колхозницы», но, как по мне, «торпеды» все-таки вкуснее.

Похоже, такого же мнения и многие другие покупатели, которые не прочь поучаствовать в выборе бахчевых.

— Я всегда нюхаю дыни, а по арбузам стучу. Раздастся знакомый глухой звук — беру. И ни разу не ошиблась, всегда доставались зрелые ягоды! — смеется минчанка Анна. — Конечно, после крымских цен — всего 1,5—3 гривны за килограмм — наши кажутся просто космическими! Но что поделаешь…

— Народ пошел, — довольно потирает руки продавец кавказской национальности. А вот грибники и ягодники констатируют совсем другое.

— Продаю лисички по Br 15 тыс. за литр, трехлитровое ведерко — за Br 40 тыс. Но никто не берет. С утра стою, только два литра продал, осталось еще шесть. Придется домой везти, — вздыхает Федор Федорович, приехавший из Дзержинска.

Не ладится торговля и у его коллег. Даже у тех, кто готов отдать 2 литра лисичек за Br 15 тыс. Такую же цену назначают и за пол-литра ежевики и последней малины. Однако больше покупателей останавливается возле одинокой коробки с греческой черешней за Br 85 тыс. За ней продаются ранние яблоки по Br 8—10 тыс. за килограмм.

На запах и цвет

Нынче пройти между мясными витринами во второй половине дня — все равно что пройти по подиуму. Да еще под зазывания продавцов, ряды которых заметно поредели. На вопрос, где их соседки по торговым местам, женщины с зычными голосами отвечают предложением купить у них мясо. С килограмма готовы сбросить аж Br 10—15 тыс.

— Смотрите, какая лопатка: без костей, ровная, аккуратная. Отдам за Br 45 тыс. — столько стоит мясо на кости. Хотите филей? За Br 70 тыс. берите! Мясо вкусное, выращенное в Минской области, в частном подворье, все справки у нас есть, так что не бойтесь, берите-берите! — достает из витрины огромный кусок Ирина, продавец, и норовит положить весь на весы.

— Покупают, как всегда, ни больше, ни меньше, — уверяет Ольга, другой продавец. — Берут люди по возможностям: кто полкило — для семейного ужина, кто три — пополнить запасы в морозильнике. Многие не столько на цены смотрят, как на цвет, определяют запах продукции, а также оценивают внешний вид продавца. Постоянные покупатели уже привыкли, что с нами можно торговаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter