Для сохранения индустриального потенциала в Беларуси необходимо развивать HR-технологии

От такого предложения не отказаться

В этом году произошел кардинальный разворот во многих национальных экономиках от услуг в сторону промышленности. Собственно говоря, этот зигзаг был предсказуем. Но резко обострившаяся эпидемиологическая, а затем и геополитическая обстановка сделала крен на индустриализацию быстрым и даже резким. Повернуть в промышленную сторону свой корабль хотят многие. Но тут-то и выяснилось, что на лайнере плывет много прекрасных гарсонов, аниматоров, поваров и горничных, но не хватает матросов для маневра и инженеров для обслуживания машин, навигационного оборудования и другой сложной корабельной техники. И откуда их взять? Переманить под свои паруса и вымпела из других портов. Конкуренция за индустриальные кадры существовала почти всегда. Но в последние годы за инженеров, технологов, квалифицированных рабочих развернулась борьба, грозящая перерасти в настоящую драку. И продолжающаяся регионализация только повысит спрос. В дело включаются технологии HR-маркетинга. Важно не только сделать достойное предложение, но и правильно его преподнести.

HRDCONNECT.COM

Квалифицированные рабочие и технический персонал на вес золота. Так уж получилось, что и на Западе, и в Беларуси это сейчас штучный товар. Попробуйте найти слесаря или сварщика шестого разряда! Как говорится, успехов! Маркетологов, финансистов, бухгалтеров и юристов сколько угодно. Правда, их квалификация не всегда соответствует требованиям и чаяниям работодателя. Но в этом сегменте хотя бы есть выбор. А вот специалисты в области холодильного оборудования — крайне ценные работники. Не только свежие выпускники вузов по этой специальности, еще зеленые и неопытные, нарасхват. Работодатели начинают за ними охотиться чуть ли не с момента поступления! И нашим предприятиям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с компаниями из России, Казахстана и всей Европы.

Сегодня как никогда нельзя упускать момент. И включать все возможные рычаги HR-менеджмента. К сожалению, он у нас в общем и целом не очень-то развит. Кадровые службы чаще занимаются технической работой: оформляют прием-увольнение на работу, подшивают документы… А чтобы выиграть борьбу за трудовые ресурсы, надо включать маркетинговые механизмы. Не просто создавать конкурентные условия труда, но и правильно их преподносить.

Не будем идеалистами: у западных фирм есть определенное преимущество — «грязная» зарплата в долларово-евровом эквиваленте у них выше. Даже значительно выше, чем на белорусских предприятиях. Другой вопрос, что уровень и качество жизни зависят не только от номинальной «получки». Во-первых, в отличие от Беларуси, во многих европейских странах налоговым агентом выступает не предприятие (например, по уплате взносов в пенсионный фонд), а работник. Поэтому с помощью полученных средств придется самому справляться с налогами и другими обязательными платежами. У немцев на это уходит до 40 процентов (и даже больше) заработка.

Во-вторых, расходы на одинаковый уровень жизни в разных государствах отличается. И если аренду жилья и «коммуналку» можно более-менее просчитать и проанализировать по интернету, то, допустим, затраты на медицину оценить сложнее. Кстати, тарифы по страховкам в ряде стран недетские. А если пользоваться платными услугами, то из успешного работника можно мгновенно превратиться в хронического должника. Конечно, во многих странах действуют разные послабления для всевозможных категорий. Но распространятся ли они на экспатов?

В-третьих, не стоит забывать, что капиталистический мир — потогонная система. И если в части «аборигенов» эксплуататорские поползновения худо-бедно сдерживают профсоюзы, то на иностранных работников эта защита далеко не всегда распространяется. Скорее, почти никогда. Поэтому остается открытым вопрос, будет ли интенсивность работы соответствовать зарплате.

Как утверждается в известном анекдоте, не путайте туризм с эмиграцией. И это уже ощущают релоканты. Да, зарплаты в ЕС выше. Но качество жизни на эту зарплату где-нибудь на Кипре или даже в Польше несколько иное, чем за более скромные деньги в Беларуси. Конечно, есть разные ситуации. И многое зависит от возраста, семейного положения работника. Одна история — холостой молодец, полный сил и энергии, другое — отягощенный отец семейства 35+ (по статистике именно в этом возрасте начинают проявляться хронические болячки). Сравнение качества жизни в разных странах — достаточно непростая задача с методологической точки зрения. И ей занимаются профессиональные статистики, социологи, в какой-то степени экономисты. Но пора к этому процессу активно подключаться и кадровикам. И попытаться реально, без идеологических прикрас, монетизировать тот же социальный пакет: и государственный, и корпоративный. Применительно к странам и зарубежным компаниям, которые являются ключевыми конкурентами на рынке труда. Возможно, несмотря на проигрыш в средней заработной плате, наше предложение не такое уж и грустное! Другой вопрос, что HR-маркетингом нужно заниматься. Глубоко и всерьез. В противном случае более расторопные «буржуи» по всем географическим направлениям могут переманить наши кадры. И за меньшие средства, что особенно обидно.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter