Заброшенные фермы, машинные дворы и конторы занимают сотни гектаров плодородной земли в Брестской области

От такого наследства надо избавляться

Проезжая недавно через деревню Чемери Каменецкого района, обратила внимание на возвышающийся в пожухлой траве фасад. Остатки замка? Может быть. Деревня известна с XVI века. Подъехала ближе, и кирпич выдал возраст — прошлый век. Но два передних фасада без боковых стен еще крепко держатся на поросшей травой земле. Неподалеку — обветшавшее здание с провалившейся шиферной крышей. Бывшая ферма. Кажется, налети сильный ветер — и постройки рухнут...



Оказалось, ветхие строения — владения акционерного общества «Видомлянское». Видомля и разруха? Такое соседство кажется нелогичным, аномальным. Это крупнейшее сельскохозяйственное предприятие не только в Каменецком районе — в Брестской области. Высокие урожаи, высокие зарплаты. На минувшей сессии облсовета Видомлянский сельсовет был приведен в пример всем как образец по наведению порядка на земле. В каком хозяйстве в штате есть специалист по благоустройству? А здесь имеется. Ехать через Видомлю в Беловежскую пущу — одно удовольствие. Красота! Но, как оказалось, стоит свернуть с главной дороги — и картина не всегда глаз радует.

В последние годы к «Видомлянскому» присоединили ряд хозяйств. Бывший свинокомплекс недалеко от деревни Новицковичи — тяжелое наследство от почившего «Нового пути». От одного взгляда на брошенные корпуса становится жутко. Кажется, жизнь ушла отсюда в один момент, хозяева покидали здания в спешке. Окна пустые, дверные проемы заросли. Люди говорят, что некая инфекционная напасть заставила животноводов оставить этот комплекс.

В нескольких сотнях метров — брошенный машинный двор, заваленный металлоломом...



Двигаясь по отличной дороге Песчатка — Свислочь — по известному обходу вокруг Беловежской пущи, — обращаю внимание на два интересных названия: Пруска-Волгинова и Пруска-Богуславская. Ищу достопримечательности — нахожу руины. В первой Пруске — сушильный комплекс. Во второй — машинный двор...

Директор «Видомлянского» Михаил Страпко не скрывает, что проблема есть:

— Присоединили 4 отстающих хозяйства. Владения акционерного общества «Новый путь» достались нам в ужасном состоянии. Да и везде надо наводить порядок. В нынешнем году 3 объекта запланировали. Ферму Яменка уже отремонтировали. Там доили по 8 килограммов молока в сутки, сейчас — 17.

Впрочем, у соседей — ОАО «Каменецкая пуща» — тоже есть над чем работать. Рядом с фермой в деревне Гулевичи — зияющее дырявыми окнами высотное здание. Сфотографировать я его не смогла, потому что вокруг — непролазная грязь. Ни доехать, ни дойти...

В деревне Дмитровичи, по дороге в Беловежскую пущу, вид портит разрушающийся кирпичный дом, в котором можно было организовать кафе. А в одном из сельских дворов большой деревни стоит вся в дырах бывшая котельная.



Увидев фотоаппарат, местный житель заключает:

— Давно пора сносить.

В соседнем Кобринском районе тоже немало зданий, в которых и духа не осталось от прежнего величия, только — разруха. В деревне Тевли от нерадивых хозяев не в лучшем виде достались сельхозкооперативу «Стригово» ферма, гаражи и силосные башни. Продавать? Сносить? Ждать, когда сами рухнут?

У предприятия «Любань» тоже хорошая фактура для любителей игры в страйкбол — большая свиноферма с прогнившей крышей и стенами.

Свернула в сторону с красивой центральной улицы агрогородка Ореховский и увидела похожие развалины. Свалка из бетона рядом с действующей фермой — это результат реконструкции молочно–товарной фермы силами акционерного общества «Днепро–Бугское». В этом хозяйстве на ветру пропадают миллионы — остаточная стоимость зданий, по информации Комитета госконтроля Брестской области, почти полмиллиарда рублей.

Многие фермы и машинные дворы, конторы и склады не вчера, а десять, а то и двадцать лет назад превратились в разграбленные здания с пустыми окнами, сорванными дверями, заросли кустарником и деревьями.

Дышавшие на ладан сельхозпредприятия передали передовикам. Но, судя по всему, нынешним летом позабытые кирпичные призраки в окружении ухоженных полей все еще будут напоминать о бесхозяйственности вполне конкретных руководителей.

Сейчас перед сельхозпредприятиями поставлена задача — в кратчайшие сроки разобраться с ненужным имуществом. Если невозможно использовать, продать, значит, надо снести, освободить землю от хлама, рекультивировать участки и ввести в севооборот.



В тему

В деревнях Брестской области более одной тысячи ветхих частных домов, а также свыше 20 тысяч незаселенных. Брестский облсовет предлагает в каждом районе разработать программу по присоединению участков, пригодных к использованию людьми, хозяйствами, лесхозами.

Компетентно

Алексей Дмитрук, начальник управления Комитета госконтроля Брестской области:

— В КГК на постоянном контроле поручения Президента по наведению порядка на земле, в том числе на механизированных дворах, фермах. В большинстве хозяйств — порядок, но некоторые руководители не принимают должных мер. К примеру, хозяйство «Днепро–Бугское» Кобринского района. С 1998 года не используются здания бригадного дома молочно–товарного комплекса, остаточная стоимость которого — почти 441 миллион рублей. Стоит без стекол, без дверей. В СПК «Любань» этого же района более 10 лет не используются производственные здания бывшей свинофермы (остаточная стоимость — около 304 миллионов). Два гектара вокруг помещений заросли кустами и сорняками. Проблемы есть не только в Каменецком, Кобринском, но и в Малоритском районе. В СПК «Орехово» с 1987 года разваливается административное здание бывшего комбикормового завода. На территории мехдвора участка «Ляховцы» СПК «Мокраны» разбросан металлолом, хотя площадка для хранения выделена. Мы провели коллегию, разобрали все по полочкам, направили письма в облисполком и райисполкомы для устранения выявленных нарушений, для привлечения руководителей к дисциплинарной ответственности.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 71 (24701). Среда, 15 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter