«Мода и красота ХХ век»: в Несвижском замке – выставка нарядов и аксессуаров из частной коллекции

От тафты до кримплена

О чем мечтали модницы в прошлом веке?

Пышные юбки, лаковые туфельки и шитые бисером ридикюли — в Малом зале Несвижского замка, славящемся своими сменными экспозициями, проходит выставка «Мода и красота ХХ век». Больше 400 предметов из частного собрания коллекционера Татьяны Федосовой позволяют увидеть эволюцию моды и стиля в течение прошлого века — от неброского дореволюционного шика до сверкающих металлическим блеском 1990-х годов.


Чувство, которое вызывает выставка, — во многом, пожалуй, ностальгия. В витринах и на манекенах одежда и предметы, большинству из нас знакомые: похожие платья висели в шкафу у бабушки, почти такие же босоножки в 1970-х носила мама, а этой вот советской пудрой я и сама успела попользоваться, осваивая в конце 1980-х тонкости макияжа. Публика более юного возраста рассматривает экспонаты с огромным интересом: вопреки распространенному мнению, что в Советском Союзе ходили сплошь в валенках и телогрейках, вниманию молодежи — изящные аксессуары, туфли-лодочки, стильные платья и костюмы, которые нынешние любители винтажной моды с руками оторвут.


Свою коллекцию Татьяна Федосова начала собирать в начале 2000-х, сконцентрировавшись именно на моде ХХ века, но не абстрактной общемировой, а конкретно в белорусском измерении. Что носили в Синеокой во времена революционных бурь, в грозовые предвоенные годы, фасонистые 1950-е и эпатажные 1970-е? Выставка в Несвиже позволяет проследить эволюцию белорусской моды и красоты наглядно, от и до.


— Не могу точно подсчитать, сколько всего предметов в моей коллекции, так как она постоянно пополняется, — признается Татьяна Федосова. — Хотя коллекционировать одежду, когда речь идет о территории Беларуси, очень сложно в силу объективных исторических причин. Одной из жемчужин и самых эффектных вещей на выставке считаю батистовый свадебный костюм 1918 года — его предыдущая владелица обнаружила раритет в сундуке своей прабабушки, жительницы Осиповичского района. Каким-то чудом он пережил послереволюционную разруху, уцелел в Великую Отечественную войну и дошел до наших дней.


Есть в экспозиции восхитительный наряд 1950-х годов, тот самый знаменитый силуэт «цветок», придуманный Кристианом Диором и знакомый нам по фильму «Карнавальная ночь» и женственному образу Людмилы Гурченко. Эффект цветка достигался отнюдь не только кроем, мода тех лет требовала жертв, в частности жертвовать предполагалось удобством: платье надевалось поверх корсета, утягивавшего талию, а под пышным колоколообразным подолом скрывалась жесткая, нередко многослойная нижняя юбка, моделирующая силуэт. И на манекен изящный туалет надет поверх этих обязательных предметов — иначе вид был бы уже совсем не тот.
К Татьяне Федосовой за подлинной одеждой советской эпохи обращаются и дизайнеры, и киноартисты.
Коллекционировать текстиль — занятие непростое, ткани — один из самых сложных предметов для сохранения, это вам скажет любой реставратор. Татьяна Федосова не искусствовед и не музейный сотрудник, но ее работа связана с красотой — она визажист и парикмахер и за 20 лет коллекционирования приобрела все необходимые знания и навыки.


— У меня есть специальный шкаф, есть витрины в моем салоне и отдельный кабинет для коллекции. Хранить ткани непросто: они не должны всегда висеть, или всегда лежать, или всегда быть аккуратно сложенными. Их нужно двигать, они то на манекенах, то на вешалках, то лежат сложенные, то немножко скомканные… Есть уникальные платья 1940—1950-х годов, каждое из которых хранится поштучно — этого требуют тонкие шелка, тафта, шифон. Кроме того, натуральные волокна нужно беречь от моли.


Каждый найдет здесь свое — цепляющее за живое и будоражащее воспоминания. Так, 1970-е отметились появлением большого количества синтетических тканей, все эти лавсаны, нейлоны, дедероны прочно прописались как в женском, так и в мужском гардеробе. С умилением разглядываю желтый кримпленовый костюмчик: короткий рукав, прямой крой, широкий воротник с острыми уголками, крупные пуговицы — практически такой же мама сшила по выкройкам из модного журнала; он до сих пор висит в шкафу, яркий, жаркий и невыразимо стильный, как раз в духе сегодняшних модных трендов.


Нашлось на выставке место и для аксессуаров, духов и косметики: загадочно поблескивают разноцветными гранями флаконы (а если открыть витрину, ноздри щекочут тонкие ароматы), сверкает граненое стекло, вперемешку привычные женские штучки и дефицитные товары для избранных — вроде ленинградской пудры-книжечки. Тут и там обнаруживаешь вещи хорошо знакомые, но позабытые в суете и разнообразии сегодняшней жизни. Любопытно, что останется в истории моды от нас? Татьяна Федосова заверяет: некоторые предметы из нулевых годов в ее собрании имеются, правда, выставлять их пока рановато. Нужно подождать, и спустя 10—20 лет уже следующее поколение будет тихонько ностальгировать, бродя по выставочным залам. 


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter