Организация экономического сотрудничества и развития оценила энергетические субсидии Беларуси

От субсидий к инвестициям

C мыслью, что коммунальные платежи медленно, но верно будут расти, мы, пожалуй, свыклись. Благо известны цифры, к которым в течение ближайших двух с половиной лет будут стремиться суммы в жировках, озвучены пути снижения затрат со стороны ряда организаций, способы поддержки незащищенных групп населения. Чтобы понять вопрос глобально, международные эксперты предлагают посмотреть на ситуацию под другим углом: таким образом сокращается перекрестное субсидирование. Следовательно, экономятся бюджетные средства, повышаются производительность и конкурентоспособность нашей продукции на мировых рынках. Что, в свою очередь, должно сказаться на благосостоянии населения.


Подтвердить это вызвалась Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая представила проект отчета, где содержится обзор нашего энергетического сектора и политики в этой сфере в последние годы. Документ подготовлен в соответствии с проектом «Экологизация экономики в странах «Восточного партнерства» при поддержке ЕС. Партнерами стали Европейская экономическая комиссия ООН, ЮНЕП и ЮНИДО. Один из главных блоков отчета посвящен анализу энергетических субсидий. Они, к примеру, с 1 млрд долларов в 2010-м выросли до 1,7 млрд долларов, или примерно 2,2 % от ВВП, в 2014 году. В то же время из-за того, что тарифы на газ, тепло и электроэнергию были освобождены от НДС, в том же 2014-м республиканский бюджет недополучил 199 млн долларов. 

— Основываясь на данных Белстата, можно рассчитать, что реформа энергосубсидий на практике означает для белорусов. Для полного ухода от субсидирования энергоносителей фактически платежи за них для населения нужно увеличить в 2,5 раза от уровня 2016 года. При текущем уровне цен и обменного курса это означает рост примерно с 60 до 150 долларов в год на человека и со 180 до 450 для семьи из трех человек. В среднем ежемесячный платеж для семьи составит 38 долларов. При полном переходе от субсидирования в отопительный сезон платежи семьи составят 57,7 доллара в месяц, в том числе 43 доллара — за отопление, 7,3 — за электроэнергию, 7,4 доллара — за природный газ. Как видим, уход от субсидирования по газу и электроэнергии менее болезнен с социальной точки зрения, — обратила внимание менеджер проекта со стороны ОЭСР Нелли Петкова. 

Директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин подчеркнул:

— Сейчас рассматриваем возможность введения дифференцированной оплаты теплоэнергии.

Замминистра экономики Дмитрий Крутой добавил, что энергоэффективность и поддержка возобновляемой энергетики становятся все более важными: 

— В нашей стране уже осуществляются так называемые чистые энергетические проекты, основанные на возобновляемых источниках энергии. Да, в последние четыре года хватало стихийности, объекты строились без увязки с модернизацией классической энергосистемы, поэтому в определенных регионах наблюдаем избыток мощностей. Но за последние два года существенно улучшилось законодательство в сфере зеленой энергетики, что делает работу инвесторов, в том числе и зарубежных, в этой области прозрачной и конкурентной.

Представитель делегации ЕС в Беларуси Елена Ракова привела пример: сегодня обсуждается программа безвозмездной помощи в 20 млн евро в год на развитие возобновляемой энергетики. Если к этой цифре добавить региональные проекты, набежит 30 млн евро. Не стоит сбрасывать со счетов и так называемые соглашения мэров — инициативы по улучшению энергоэффективности на местном уровне. Так, более десятка городов, среди которых Полоцк, Чаусы, Браслав, Новогрудок, получают на эти цели по полмиллиона евро.

— Деньги можно и нужно использовать не только на модернизацию, но и на технико-экономическое обоснование перспективных проектов. Судите сами: открывается окно возможностей для участия в крупных программах стран «Восточного партнерства», где можно получить финансирование от 5 млн евро, — уточнила Ракова. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter