«От Советского информбюро…»

Можно ли противопоставлять сводкам дневники солдата?

Можно ли противопоставлять сводкам дневники солдата?

2010 год — год 65-летия нашей Великой Победы. И неудивительно, что многие издательства радуют хорошей исторической, мемуарной и художественной литературой, чтобы правдиво, без прикрас и конъюнктуры, поведать о самой жестокой из войн — Великой Отечественной. Она огненным безжалостным валом прокатилась и по родной Беларуси — каждый третий житель республики погиб в страшном смерче.

В руки попала новая книга «Советское информбюро. Правда и ложь» — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010 г. Авторы Кормилицын С.В., Лысев А.В. Подумалось, наверное, что-то интересное раскопали в анналах истории, чем-то скрытым от глаз удивят два кандидата исторических наук. Ведь, действительно, мурашки по коже пробегают, когда слышишь: «От Советского информбюро…» Пусть и в кинохронике. А тогда, в годы войны, эти чеканные слова, тысячи раз сказанные голосом Юрия Левитана (на снимке), врезались в память, заставляли верить в то, что ненавистный враг будет разбит, победа будет за нами. Начиная с 24 июня 1941 года и до 9 мая 1945 года все совет­ские люди жили сводками Совинформбюро, передавали их из уст в уста. Это придавало сил и уверенности, веры и надежды всем, кто был на фронте, кто оставался в тылу, кто находился на оккупированной врагом территории.

Непросто было в словесной дуэли переиграть такого гитлеровского аса дезинформации, как Геббельс, но, избрав свою стратегию, руководство Совинформбюро четко и уверенно выполняло эту особую задачу. Помогало, безусловно, то, что для него писали и мастера слова Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Илья Эренбург, Константин Симонов… И что очень важно было — в достоверности сообщений Совинформбюро не сомневался никто.

Но, оказывается, все меняется. Читаешь книгу и не перестаешь удивляться написанному. Авторы пытаются преподнести нам, читателям, что сводки Совинформбюро не соответствовали действительности с июня 1941 года по июль 1944-го. Выделяя роль пропаганды в войне, в то же время они подчеркивают ее лживость и подтасованность. Диву даешься: да, в начале войны наши войска отступали, части, обескровленные жестокими боями, попадали в окружение… Все, как говорится, было. Но армия сражалась, сопротивлялась, насмерть стояли бойцы и командиры в Брестской крепости, под Могилевом и под Москвой… Об этом, пожалуй, самом трагическом и драматическом периоде войны сообщали сводки Совинформбюро. А затем, перейдя в наступление, Красная армия отбросила фашистов на сотню километров от столицы нашей Родины. Тогда же проявили исключительное мужество летчик Виктор Талалихин, комкор Лев Доватор, комсомолка Зоя Космодемьянская, легендарные 28 воинов-панфиловцев, ставшие впоследствии Героями Советского Союза! И об этих подвигах одним из первых сообщило Совинформбюро.

Не хочется вступать в длинную полемику, но одно все же подчеркнуть нужно особо. Давайте ответим честно: кто первым рассказывал о наступательных операциях наших фронтов, приказах Верховного главнокомандующего И.В. Сталина о поощрении бойцов и командиров, присвоении почетных наименований воинским частям и соединениям, победных салютах по поводу разгрома и пленения немецко-фашистских войск в ходе Сталинградской битвы, на Курской дуге, в ходе Смоленской наступательной операции и Белорусской операции «Багратион», об успехах народных мстителей — белорусских партизанах, битве за Берлин? И притом правдиво. Конечно же, Совинформбюро и никто другой. Как трудно и непросто ковалась наша Победа — об этом четкими выверенными строками поведало известное тогда во всем мире Совинформбюро.

Что же легло в основу этой странной книги? Оказывается, фактическим материалом авторам послужил дневник простого солдата Василия Чуркина. Он ежедневно записывал свое видение войны, как артиллерист 1-й Гвардейской дивизии народного ополчения (далее 80-я стрелковая дивизия). Героизм, храбрость и отвага им описаны рядом с глупостью, жестокостью и самодурством…

Не будем строго судить записки солдата. На войне как на войне: и мужество, и низменное нередко переплетаются в один клубок. Но светлое берет верх. (Знаю не понаслышке, сам участвовал в боевых действиях в Афганистане). Так что правда всегда возвращается, как бы ее не пытались опорочить и скрыть.

А вот к авторам — ученым историкам — претензии есть. Разве можно дневниковые записи солдата, пусть и повоевавшего достаточно, ставить в противовес сводкам Совинформбюро? Получается, что, проповедуя в своей книге якобы правду, сами же сотворили немало лжи. Как здесь не вспомнить английского писателя Самюэля Смайлса: «Ложь, к которой наполовину примешивается правда, есть худшая ложь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter