Как сохранить небольшое стадо уникального редкого поголовья скота?

От собственного племени

СЕЛЕКЦИОНЕРЫ планируют к 2020 году официально утвердить породу коров белголштин, на которую уже ориентируются многие хозяйства. Потенциал продуктивности таких животных не может не удивлять — 10—12 тысяч килограммов молока в год. Благодаря этому Беларусь сможет и дальше активно развивать молочное скотоводство. Но стоит ли все яйца складывать в одну корзину? Есть ли у нас другие породы?

Об этом и многом другом — в беседе корреспондента «СГ» с начальником технологического селекционного центра по молочному скотоводству РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству», кандидатом сельхознаук, доцентом Иваном КОРОНЦОМ.

— Иван Николаевич, почему сделан упор именно на белголштинов? 

— Где-то до середины 70-х годов прошлого века в БССР разводили около 10 пород — швицкую, симментальскую, джерсейскую и близкую к симменталам сычевскую, костромскую и другие. Но потом была сделана ставка на черно-пеструю как более продуктивную. Мы уже более 35 лет ее улучшаем. 

На ее основе создали внутрипородный специализированный молочный тип с высокой продуктивностью и хорошими воспроизводительными качествами. Мы знаем родословную каждого животного, разводим в чистоте именно белголштинскую популяцию – смесь нашей черно-пестрой породы и голштина. Используем мировой опыт. Работают племзаводы, репродукторы и товарные стада.

— Родина этих животных — Голландия, есть разновидности американских, канадских. Чем от них отличаются наши?

— Основной набор генов сохранен, но их количество, сочетания отличаются. Тип животного приспособлен к той территории, на которой оно может давать определенную продукцию. Америка, Канада богаты кормами, у них продуктивность гораздо выше. Формирование нашего генотипа также определяется внешними факторами. Конечная цель — получить животных с высокой молочной продуктивностью, хорошими экстерьерными данными, здоровьем и воспроизводительными качествами, чтобы продолжительность жизни составляла хотя бы четыре лактации.

— Правда ли, что белорусское молочное стадо голштинизируется с некоторым опозданием по сравнению со странами СНГ? 

— Нет, здесь мы не отстаем, а в некоторых случаях даже превосходим соседей. В 1970-х действовала единая программа селекции. Сегодня нами выработан молочный тип, который по генетическим и продуктивным признакам близок к разводимому голштинскому скоту России и стран дальнего зарубежья. Созданы селекционные стада с уровнем продуктивности более 10 тысяч килограммов молока, голштинская популяция молочного скота — около 900 тысяч голов. Поддерживается и расширяется генеалогическая структура, продолжается создание заводских линий. Уже есть две, еще две находятся на рассмотрении и еще столько же предстоит создать. Постепенно подходим к созданию и апробации отечественной породы, ее утвердят в 2020 году. 

— Скот высокорослый, крупный, более 700 килограммов. Ему не тесно на комплексах? 

— Он с выраженным молочным типом, крепким костяком, удлиненным туловищем, гармонично развитыми формами. Технология содержания на МТФ и комплексах соответствует этой породе. На смену кормушкам пришли кормовые столы и боксы. 

— А как проходят отелы? 

— Разработана методика их оценки по пятибалльной шкале. Это один из селекционных признаков, его учитывают. Если нарушена технология кормления — допустим, в сухостойный период дадут белковые корма, — имеется вероятность крупного плода. Чтобы это исключить и получить легкие отелы, подбираем биоматериал. Да и сегодня немало специалистов, которые смогут оказать квалифицированное родовспоможение. Если все условия соблюдены, сохраняется мать, получаем здоровый приплод. В целом выход телят на 100 голов может составлять 80 процентов. Крупноплодность живой массы плода 40–50 килограммов — редкий случай. Обычно 30—32, иногда до 35. 

— Иван Николаевич, а почему практически ничего не слышно о когда-то считавшейся уникальной отечественной породе молочного направления – белорусской красной? 

— Это традиционная для нашей страны группа, отлично приспособленная к кормам и климату. Ее формирование шло в прошлом столетии на базе местного стада, скрещиваемого с животными из-за рубежа. Впоследствии приливалась кровь англерской, бурой латвийской и эстонской коров. В ОАО «Новый Двор-Агро» Свислочского района находится генофондное стадо. О потенциале породы говорить не можем. Селекционными методами развиваем определенные параметры продуктивности, улучшаем воспроизводительную способность, экстерьер. Численность маточного поголовья — около 370 голов.

Привес бычков, как и у черно-пестрой: от 600 до 900 граммов в сутки. Продуктивность за последние годы на уровне 6,5 тысячи килограммов молока. Этих уникальных животных сохраняем для того, чтобы затем размножить. Как в Германии англеры, красный датский и красный шведский скот – все они имеют близкую генеалогическую структуру. 

— В других районах не пробовали разводить? 

— Шкловский завез животных из-за границы для создания сырьевой базы. Закупили биоматериал от быков из Германии. Используя свои методики, стараемся размножить популяцию красного скота и в Могилевской области. 

— Немного хозяйств, практически единицы. На каком уровне необходимо поддерживать популяцию, чтобы она не исчезла вовсе? 

— Нужно принять госпрограмму, определить количество сельхозпредприятий по разведению, НАН Беларуси и Минсельхозпроду поддержать сохранение генофонда. На всех уровнях должна работать программа селекции, разведения. У нас пока активно функционирует программа по разведению черно-пестрого и голштинского скота. 

Если все получится, не исключено, что кто-то из хозяйственников, руководителей тоже захочет разводить красный скот. Закупит животных, но обязательно чистопородных. От них опять получим племпродукцию. Вот такая перспектива. Программа селекции заработает, если для искусственного осеменения использовать высококачественный биоматериал с высоким индексом племценности.

— Джерсеи тоже могут стать альтернативой? 

— Никто не против их разведения, но только в чистоте: это должны быть чистопородные животные. Уникальный и прекрасный скот. С высокой жирностью молока – в среднем 6 процентов. Продуктивность — около 6 тысяч килограммов молока. Идеален для производства сыров, масла. Но его живая масса гораздо ниже, чем у черно-пестрой.

Любое животное необходимо полноценно кормить. В том, что недополучаем молока, виноваты сами, так как не создаем условий. У каждой породы отличительные особенности по продуктивности, качеству молока, воспроизводству. Посмотрите на хозяйство, где доят от коровы 3—4 тысячи килограммов молока. Причина — человеческий фактор, второе — кормовой, затем — содержание. 

И вот представим, что привезем на эту ферму купленную джерсейскую породу. Получим от нее молоко с большим содержанием жира. Но коэффициент молочности у нее ниже, потому что живая масса ниже. Затраты на корм будут поменьше, так как объем желудка у джерсея небольшой и потребляет он меньше. Но качественный состав корма должен быть высокого уровня. Более грубые корма потребляют симменталы.

— Они у нас разводятся?

— Да, основная племенная база в РСУП «Экспериментальная база «Криничная» Мозырского района. Здесь их разведением занимаются десятки лет. Небольшие племстада в Лельчицком и Пинском районах. Удои у них такие, как у традиционного скота, — 5800 килограммов. Хотя в молоке симменталов жира и белка больше. Еще один отличительный признак – крепость. Быки на откорме дают привесы более тысячи граммов в сутки. 

— Неплохо, но нужно ли нашему АПК такое разнообразие скота или лучше сосредоточиться на одном? 

— Наша задача не создание и культивирование монопороды, а их должно быть несколько. Имея их в республике три-четыре, есть возможность переориентироваться. Это необходимо для генетического разнообразия в определенных условиях. В каждом типе животного есть негативные факторы: мутации, которые могут привести к снижению воспроизводительности и других параметров. Не дай бог случится ситуация, которая приведет к стихийной мутации и, как следствие, к незапланированному выбытию поголовья. 

Другие, более устойчивые, животные помогут это исключить. Белорусская красная порода и симменталы менее прихотливы, чем голштины. Они могут использоваться в определенных районах, где почвенно-климатические факторы не позволяют разводить молочный скот интенсивного типа. К тому же любая страна гордится тем, что разводит несколько пород. 

— Спасибо за познавательный разговор, Иван Николаевич! 

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter