100 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая

От смешного к великому

Его фильмы каждый из нас помнит дословно и покадрово, а реплики героев давно и прочно вошли в народный фольклор, прописавшись в разряде крылатых выражений. Великому (сейчас уже можно говорить это не стесняясь) режиссеру Леониду Гайдаю на днях исполнилось 100 лет. Между тем его искрометные комедии не стареют и не выходят из моды: обычное дело для произведений, ставших классикой.

Дела семейные

Он родился в 1923 году на Дальнем Востоке — в городе Свободном Амурской области, куда его отец Иов Исидорович Гайдай, потомственный батрак из Полтавской губернии, был сослан за революционную деятельность. Кстати, имя Иов появилось в метрике из‑за жадного деревенского попа, требовавшего мзду за крещение: «Дадите поросенка — запишу Гришкой, а нет, так будет Иовом». Поросенка дед режиссера пожалел, потому у Леонида Иовича такое необычное отчество. Матерью Леонида Гайдая была Мария Любимова — сестра товарища Иова Гайдая по ссылке, которую тот фактически выписал из Рязанской губернии на Дальний Восток, пообещав хорошего парня в женихи, трудолюбивого (Иов устроился на строительство Амурской железнодорожной магистрали) и порядочного. Такой вот в некотором роде договорной брак, оказавшийся успешным: родители Леонида Гайдая жили душа в душу и всю жизнь звали друг друга ласково — Манечка и Ивочка.

В семье было трое детей: старший брат Саша — в будущем прекрасный советский поэт (в 1937‑м его стихи уже публиковал журнал «Пионер») и военный корреспондент (со школьных лет был внештатным автором «Советской молодежи»), сестра Августа и младший Леня — хороший ученик, но хулиган и забияка, игравший в художественной самодеятельности на балалайке и декламирующий Маяковского. В 1936 году отец семейства получил назначение в Иркутский дорожный филиал Читинской фабрики модернизированного учета, и семейство Гайдаев перебралось в областной центр. Отсюда оба брата ушли на фронт, когда грянула Великая Отечественная война: Александр в 1941‑м с третьего курса института на Дальневосточный фронт отражать японские атаки, а младший Леня в 1942‑м.

Дороги войны

Гайдай рвался на фронт с самого начала войны, но не прошел по возрасту и устроился на работу в Иркутский облдрамтеатр рабочим сцены. В феврале 1942‑го призвали и его: в Монголии он объезжал лошадей, которых союзная страна поставляла для фронта, и учился в полковом училище. Затем был отправлен на Калининский фронт в пешую разведку.

14 декабря 1942 года на юге Псковской области, под Новосокольниками, Леонид Гайдай в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и лично уничтожил трех фашистов, а также участвовал в захвате военнопленного, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». А три месяца спустя, 20 марта, во время выполнения очередного задания подорвался на противопехотной мине, получив тяжелое ранение правой стопы. В этом его судьба зеркально схожа с судьбой Анатолия Папанова, которого он впоследствии снимал: тот получил ранение в правую стопу двумя днями позже под Харьковом. Как и Папанов, Гайдай вышел из госпиталя инвалидом на костылях. Как и Папанова, его это не остановило на пути к цели — стать артистом. В 1944‑м он вернулся в Иркутск, работал в театре и занимался в театральной студии.

Покорение Москвы

Однако молодой актер мечтал о Москве. Документы в 1949‑м подал сразу в два престижных вуза — ГИТИС и ВГИК. Но в ГИТИС не прошел, а вот на режиссерский факультет ВГИКа его приняли. Правда, задиристый характер сказался и тут: из ВГИКа он умудрился вылететь из‑за проблем с поведением и после восстанавливался в вузе. В студенчестве Гайдай трудился режиссером‑практикантом и немного снимался в кино. Впоследствии он и в собственных фильмах регулярно появлялся в микроскопических эпизодических ролях — и никогда не указывал себя в титрах.


В 1955 году по окончании ВГИКа Гайдай был принят режиссером на киностудию «Мосфильм»: его талант оценил глава киностудии мэтр режиссуры Иван Пырьев. Казалось бы, человеку с фронтовой судьбой Богом было написано снимать о войне. Но нет: этой теме посвящен лишь один фильм Леонида Гайдая — киноповесть «Трижды воскресший» по пьесе Александра Галича, снятая по настоянию Ивана Пырьева в 1960‑м. Тогда Гайдай переживал нелучшие дни: первая же его комедия «Жених с того света», высмеивавшая советскую бюрократию, показалась некоторым чиновникам излишне едкой. От полного метра оставили короткометражку, вогнав молодого режиссера в отчаяние. Гайдай клялся, что больше не снимет ни одной комедии, и Пырьев предложил ему серьезную тему. Но, поработав над фильмом о войне, режиссер понял, что это не для него. Все и так настрадались, в каждую семью пришло горе, рассуждал он. Потому людей надо радовать и смешить.

Гайдай взял паузу и уехал к родителям в Иркутск. Именно здесь, на чердаке родного дома, он случайно обнаружил номер газеты «Правда» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. История о собаке, всю дорогу пытавшейся сбежать от шайки браконьеров, привела Гайдая в восторг и вызвала недоумение у его родных. Только жена, актриса Нина Гребешкова, дипломатично сказала: «Потрясающе!» Заявку на 10‑минутную короткометражку режиссеру без проблем одобрили, и именно она стала его ключом к успеху.

Пришла слава

Фильм «Пес Барбос и необычный кросс», что называется, выстрелил: над ним ухохатывались советские граждане от Москвы до Владивостока, его закупили свыше 100 стран мира. Ленту номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, ей достался почетный диплом Международного кинофестиваля в Сан‑Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. И не только режиссер, но и троица Трус — Балбес — Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) проснулась знаменитой. Историю приключений трио жуликов Гайдай продолжил в том же году, сняв еще один короткий метр — «Самогонщики», а затем несколько лет спустя ввел полюбившихся зрителю героев в фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница». Гайдай вообще отличался верностью — как жене, с которой прожил 40 лет (сказывался родительский пример), так и героям и актерам: большинство из них шли с ним рука об руку не один год.


Когда вышли на экран перипетии Шурика, в очередной раз буквально грянул гром. Шутка ли: 69,6 миллиона зрителей посмотрели «Операцию «Ы» только за год! Молодой артист Александр Демьяненко также мгновенно прославился. Почему режиссер выбрал Демьяненко — потому что в образе Шурика слишком много от него самого: замкнутый умник‑очкарик даже внешне похож на режиссера. Точно так же и Гайдаю была в быту свойственна недотепистость — по словам Нины Гребешковой, у мужа все валилось из рук отнюдь не в фигуральном смысле и всеми домашними вопросами занималась она.
К слову, самые популярные фразы из кинофильмов Гайдая тоже относятся ко всем трем сериям приключений Шурика: согласно опросу телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» чаще всего в быту и повседневном обиходе люди по сей день используют фразу «Надо, Федя, надо!», на втором месте — «Птичку жалко!», на третьем — «Лепота!», произнесенная Иваном Грозным в картине «Иван Васильевич меняет профессию».
Гайдай стал востребованным постановщиком. Причем был настолько любим, что несерьезность жанра, которая любому другому порушила бы карьеру, в его случае возводилась критиками в заслугу: писали даже, что таких, как Гайдай, надо охранять в заповедниках. И к «Кавказской пленнице» пресса и зрители готовились загодя: ждали нового появления любимых героев.


Криминальная комедия «Бриллиантовая рука» — один из наиболее популярных фильмов за всю историю советской кинематографии. В эту картину после успешных съемок у Эльдара Рязанова перекочевал актерский дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова: именно блестящий постановщик комедий Гайдай сумел в полной мере раскрыть великолепный комический потенциал этого тандема.


«12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками»… 1970 — 1980‑е — самое плодотворное время для режиссера. Свой последний фильм («На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон‑Бич опять идут дожди») он снял в 1992‑м. Картина, которую Гайдай начал снимать еще в Советском Союзе, вышла в прокат в 1993‑м уже в совсем другой стране. А полгода спустя не стало и режиссера: можно сказать, что последней своей по‑советски доброй и смешной комедией он поставил точку в своем пути на этой земле.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter