От семейного бизнеса до технологического суверенитета: Катырин – о перспективах взаимодействия в рамках союза

На деловом совете, проходившем в рамках Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2023 в Екатеринбурге, одним из модераторов которого выступил президент торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, много говорили о достижении технологического суверенитета в рамках Союзного государства, максимальной локализации производственных процессов и в целом братских отношениях двух стран. Мы поинтересовались мнением спикера о перспективах технологической независимости, потенциале белорусских автопроизводителей в газомоторной теме и вкладе семейного бизнеса в увеличение ВВП.

Фото из архива «СБ»

Для защиты внутреннего рынка

Говоря о российско-белорусском технологическом суверенитете и его перспективах, Сергей Катырин подчеркивает: России и Беларуси необходимо обеспечить технологический суверенитет и защиту рынка Союзного государства:

– В этой связи нужно особо озаботиться реализацией подписанного в марте 2023 года межправсоглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. Согласно документу страны содействуют развитию и укреплению научно-технического и инновационного сотрудничества, создавая необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия для совместных исследований и разработок.

Он убежден: технологический суверенитет, сохранение и развитие конструкторско-технологических компетенций наших стран неразрывно связаны с темой защиты внутреннего рынка.

– Одно из направлений в этом разрезе – объединение компетенций, выход на совместные отраслевые программы, – подчеркивает собеседник и продолжает: – Такие уже приняты в микроэлектронике и сфере космоса. Но это далеко не все компетенции, которые нам надо объединять, в том числе в контексте создания совместных производств.

По его мнению, перспективной также является разработка аналогичных программ и в других областях.

Экологическое решение с прямым экономическим эффектом

На недавнем Форуме регионов Беларуси и России, который прошел в Уфе, по итогам мероприятия торгово-промышленных палат российской стороной был высоко оценен потенциал белорусских автопроизводителей для поставок сельскохозяйственной и карьерной техники на газомоторном топливе в страну-соседку. В частности, речь о технике БЕЛАЗа, МАЗа, «Гомсельмаша». Рассуждая о том, чем газомоторная тема оказалась привлекательной, Сергей Катырин отметил:

– Газомоторное топливо – одно из немногих экологичных решений, которое окупается прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на ГСМ. Главным образом это происходит за счет разницы цен на бензин и газ. Еще один плюс газомоторного топлива – на него можно сравнительно легко перевести фактически любую машину, установив соответствующее оборудование.

В качестве аргумента он привел любопытные цифры: на конец минувшего года в России насчитывалось 892 газозаправочные станции. За 10 лет число автомобилей на метане и других видах природного газа выросло с 71 тысячи до 259 тысяч штук.

– Правда, это количество все еще мало. В общем по стране зарегистрировано свыше 64 миллионов автомобилей. Однако согласно государственной стратегии до 2024 года число газомоторных автомобилей должно вырасти еще вдвое, – сообщил собеседник.

Не стоит эта работа и в нашей стране – на территории Беларуси работают 28 газозаправочных станций.

– Таким образом, базовая инфраструктура стран уже готова для обеспечения транзита товаров между странами на газомоторном автотранспорте, что позволит и российским, и белорусским компаниям существенно экономить на автомобильных перевозках, – акцентирует внимание президент российской торгово-промышленной палаты.

По его мнению, для дальнейшего системного развития альтернативных эффективных энергетических решений важно наладить между ответственными ведомствами двух стран достойную координацию.

Что касается создания газомоторных коридоров с Беларусью, Сергей Катырин считает: в приоритете создание международных газомоторных коридоров с синхронизацией строительства метановых заправок на трассах М-1 «Беларусь» и Р-23 «Псков», а также расширение поставок сельскохозяйственной и карьерной техники на газомоторном топливе, спрос на которую в России продолжает расти.

Потенциал семейного бизнеса

В России сейчас актуальна тема развития семейных предприятий, семейного бизнеса как реального сектора экономики. По мнению президента российской ТПП, есть необходимость гармонизировать подходы в развитии семейного бизнеса двух стран.

– Международный опыт свидетельствует о том, что семейный бизнес является одной из основ национальных экономик, потому что нацелен на инновационное развитие и долголетие компании. По экспертной оценке, семейные предприятия составляют две трети или более предприятий во всем мире, обеспечивая от 70 до 90 процентов годового глобального ВВП и от 50 до 80 процентов занятости, – приводит статистические данные собеседник.

 По его словам, для продвижения этих идей в России торгово-промышленной палатой был создан и активно продвигается специальный проект по развитию семейного предпринимательства.

– В постковидный период мы провели четыре форума российского семейного бизнеса «Успешная семья – успешная Россия!». Работаем в сфере регионального законодательства по закреплению понятия «семейное предприятие». В пяти регионах это уже сделано. Вместе с коллегами из Госдумы, Федерального собрания и правительства ведем работу над внесением изменений и в федеральное законодательство, – пояснил Сергей Катырин.

По его мнению, тема семейного предпринимательства во многом еще проходит начальные стадии становления, институционального оформления и законодательной кодификации.

– Именно поэтому считаем важным, находясь в начале этого пути, на правительственном, законодательном уровне гармонизировать подходы России и Беларуси к этой теме, – резюмировал собеседник.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter