От родного порога — до школьного

В «СБ» от 7 июня было опубликовано письмо Александра Новицкого из деревни Околица Минского района, озаглавленное «Плачет школьный колокольчик»...
В «СБ» от 7 июня было опубликовано письмо Александра Новицкого из деревни Околица Минского района, озаглавленное «Плачет школьный колокольчик». Речь шла о том, что в деревне Раубичи со следующего учебного года планируется закрыть базовую школу — «единственное культурное заведение в радиусе 7 километров», как замечает автор обращения в редакцию. Сейчас в этой школе 37 учеников. Всем им предложено продолжить образование в Острошицком Городке. С чем, собственно, родители и не согласны. Они опасаются сложностей, которые принесет новшество и детям, и взрослым, а значит, окажется не на пользу делу.

На публикацию редакция получила ответ из Минского районного исполкома. Заместитель председателя И.Зиневич среди оснований для закрытия школы в Раубичах указывает следующие обстоятельства. Несоответствие здания современным требованиям. Из 13 педагогов 5 — пенсионного возраста. По причине так называемой малокомплектности некоторые дисциплины преподают учителя без соответствующей квалификации. Зато школа Острошицкого Городка предоставляет более широкий спектр образовательных услуг. Минский райисполком выделяет средства на приобретение автотранспорта для подвоза детей в Острошицкий Городок и обратно.

Нешуточные страсти кипят не только в Раубичах. Практически одновременно с ответом из Минского райисполкома редакция получила письмо из деревни Богуши Щучинского района. От имени родителей его написал А.Дубок. Мамы и папы школьников из деревень Богуши, Шарупы, Рыча, Новоселки, Шинковцы «категорически не согласны» с предполагаемым закрытием школы, которую сейчас посещают их дети. «Мы все работаем в колхозе, и школа расположена недалеко от наших домов. Чтобы съездить в Демброво за 10 — 15 километров, нужно собираться, как в командировку, и не выходить в этот день на работу, что практически невозможно. Сегодня же мы в любое время придем и посмотрим, как учатся наши дети, как ведут себя, поговорим с учителями. Ни одна мама не отпустит без боли в сердце 6 — 10–летнего ребенка, не зная, как он там.

В Щучинском райисполкоме говорят, что организуют подвоз детей в Дембровскую школу. Но автобус рассчитан на 23 места, а ребят набирается значительно больше. А если зимой дорогу заметает, транспорт вообще не ходит. Таких случаев было немало, у колхоза нет техники для расчистки дороги. В нашей школе учеников немного — 30. Но каждый год сюда переселяются 1 — 2 семьи, так как в колхозе не хватает рабочих рук. И первое, чем интересуются, есть ли школа. Не будет ее — сюда никто не поедет, да и те молодые, что есть, убегут. В стране внедряется система социальных стандартов, которые должны выполняться повсеместно. Просим не отнимать у нас школу».

Ситуацию комментирует заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Валентина Маевская:

— Решение о реорганизации или закрытии школ принимают местные органы власти. Они просчитывают экономическую целесообразность существования учебных организаций. Ни одна школа не закрывается без того, чтобы специалисты не продумали, как подвозить детей к новому месту учебы. Приобретаются автобусы, определяется время доставки. Качество образования в больших школах, безусловно, выше, потому что там созданы необходимые условия.

Вообще, министерство за то, чтобы каждая, пусть маленькая школа существовала. Это культурный центр для местных жителей. Поэтому всегда тщательно продумываем и взвешиваем все «за» и «против». Если говорить о цифрах, то в 2006 году в стране планируется реорганизовать около 80 школ и примерно столько же ликвидировать. В Брестской области предлагается закрыть 3 начальные и 4 базовые школы; в Витебской — соответственно 9 и 4; в Гомельской — по одной начальной и базовой, одну среднюю и один учебно–педагогический комплекс; в Гродненской — 9 начальных, 17 базовых, один учебно–педагогический комплекс; в Минской — 5 начальных, 18 базовых, 3 средние, 2 учебно–педагогических комплекса. В Могилевской области ничего не закрывается, так же, как и в Минске. Подчеркну: эти цифры планируемые, как окажется на деле, решат непосредственно местные рай– и горисполкомы.

В связи с рационализацией сети школ в нынешнем году надо купить 82 автобуса. Уже есть 27. Это при том, что в предыдущие годы было приобретено более 500 машин. Предназначаются они только для школьников, население не возят. Водители — в штате отделов образования, там же заботятся о топливе. График движения индивидуален в каждой школе, если нужно, организуют и несколько рейсов.

Кстати, наши специалисты выезжали в Раубичи. Они убедились, что местная школа находится в аварийном состоянии, там нет спортивного зала, столовой, питание ученикам подвозили. Учителям приходилось вести несколько предметов практически без учета своей специальности. К тому же детей через год там станет еще меньше.

При закрытии и реорганизации учебных заведений никто из педагогов не остается без работы, им предлагаются равнозначные должности в близлежащих учебных заведениях.

Что касается доставки детей, то они не ждут автобус на улице, а находятся в группах продленного дня и участвуют в различных внеклассных мероприятиях, посещают библиотеки, спортивные залы. За ними наблюдает педагог. Все делается так, чтобы ребята без внимания не остались. Пешком домой не ходят: пусть за 2 — 3 километра, но их подвозят.

В результате, как правило, все остаются довольны. Ведь социальный опыт дети приобретают, общаясь не только с учителем, но и со сверстниками. Хотя случалось, когда районные власти сначала решение принимали, но потом, еще раз проанализировав ситуацию, отказывались от него. Однако таких примеров мало. Как правило, необдуманных шагов не делается.

И насчет социальных стандартов. Государство старается сделать так, чтобы подрастающее поколение получало качественное образование во всех уголках страны. На это направлено и упорядочение численности небольших сельских школ. Другое дело, как идет этот процесс, насколько продуманы на местах и разъяснены населению цели преобразования. Многое зависит от родителей школьников. Конечно, было бы замечательно иметь в каждом селе и поселке красивую, хорошо оборудованную школу. К идеалу надо стремиться. Но пока он недостижим даже для самых богатых стран. Наше же государство предлагает далеко не худшие варианты решения проблемы. Важно только с умом подойти к их реализации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter