От разглашения к нераспространению

Конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия...

Конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая проходит в Нью-йоркской штаб-квартире ООН, предоставила возможность Бараку Обаме не на словах, а на деле подтвердить свою предвыборную программу. В частности, что касается вопросов сокращения ядерного оружия.

Администрация нынешнего американского президента впервые огласила данные о величине ядерного арсенала США.

Как выяснилось, на вооружении этой страны сегодня находится 5113 ядерных боеголовок и еще несколько тысяч списанных, но пока не демонтированных.

Впрочем, эта цифра не стала для мировой общественности сенсацией, ведь участники Договора о нераспространении тщательно отслеживают все «движения» ядерной «наличности» друг у друга…

Информацию к размышлению подкинул скорее сам факт оглашения ранее засекреченных данных о содержимом ядерных закромов Пентагоном.

К чему бы такая гласность?

Дабы не ломать людям головы, ответ на этот вопрос поспешила дать госсекретарь Хилари Клинтон. Она, в частности, подчеркнула: этот шаг США демонстрирует, что администрация Барака Обамы хочет прекратить распространение ядерного оружия и сократить его количество, а также своим примером добиться от других стран обнародования соответствующих данных.

Пример и в самом деле может заставить задуматься. Так, в разгар холодной войны Министерство обороны Соединенных Штатов имело в своем арсенале более 30 тысяч ядерных боеголовок. А за двадцать последних лет США сократили запасы ядерного вооружения более чем на 75 процентов.

Контрастность цифр действительно способна впечатлить и заставить остальных партнеров по договору последовать этому пацифистскому примеру. Вероятно, на это и надеются в Вашингтоне. Ведь на сегодняшний день, несмотря на всеобщую заинтересованность, реальными сокращениями занимаются два основных в прошлом соперника в ядерной гонке — Россия и США. Остальные, скорее, наблюдают за процессом, но не спешат следовать их примеру. И это, несмотря на то, что согласно ДНЯО державы, обладающие ядерным оружием, обязаны сокращать свои арсеналы.

«Нерасторопность» в этом вопросе остальных участников договора можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, даже несмотря на всю масштабность сокращений, США по-прежнему остаются основной ядерной державой планеты.

Так, на конференции представители Ирана объявили, что ядерный потенциал США угрожает миру, поэтому Белый дом обязан ликвидировать все ядерные боеголовки. И хотя Махмуд Ахмадинежад приветствует сам факт публикации Пентагоном данных о числе ядерных зарядов и считает его «позитивным шагом вперед», он заявил о необходимости создания независимой международной организации для проверки информации о количестве имеющихся в распоряжении США ядерных боезарядов.

А во-вторых, многие видят современный мир не настолько безопасным, чтобы разоружаться. А потому, грешным делом, продолжают модернизацию своих арсеналов.

К примеру, две европейские ядерные державы — Франция и Великобритания — весьма заинтересованы в сохранении своего статуса.

На недавнем саммите по ядерной безопасности Николя Саркози заявил, что Франция не собирается отказываться от ядерного оружия, дабы не рисковать национальной безопасностью.

Некоторые эксперты считают, что таким образом Франция тянет время. Ведь еще неизвестно, как разрешится иранский кризис и поддержит ли сенат США пацифистскую позицию Обамы.

В то же время оглашение Пентагоном секретных данных можно рассматривать как ход конем. Страны Старого Света, не разделяющие позицию Парижа, могут поддержать инициативы США и повлиять на несговорчивого члена европейской семьи. Германия, как известно, ратует за вывод американского тактического ядерного оружия из Европы, а Швеция, Ирландия и Австрия призывают все ядерные державы методично сокращать свои арсеналы.

Как известно, 8 апреля этого года в Праге Россия и США подписали новый Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Согласно документу, число развернутых тяжелых бомбардировщиков, баллистических ракет, подводных лодок и межконтинентальных ракет теперь не будет превышать 700, боезарядов на них не более 1550 единиц. Положения нового договора предусматривают, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ.

Разумеется, успех нынешней кампании по разоружению можно будет считать полным, если она обретет планетарный масштаб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter