От "автогражданки" не убежишь...

Больше верхнего предела за ДТП вам вернет только суд Прошлогоднее октябрьское постановление правительства изменило количество страховых организаций, занимающихся обязательным страхованием гражданской ответственности автотранспорта внутри Беларуси. С 1 января этим видом бизнеса, получившим в последнее время звучное название "автогражданка", занимаются пять компаний, в уставных фондах которых доля государства составляет 50 процентов. Это -- "Белгосстрах", "Белнефтестрах", "ПромТрансИнвест", "ТАСК" и "Белкоопстрах". Условия и порядок осуществления данного вида страхования для всех компаний одинаковы, нет отличий и в размерах тарифов. Единственное, в чем конкуренты смогут соревноваться между собой, так это в качестве и сервисе обслуживания клиентуры. По словам гендиректора Белорусского бюро по транспортному страхованию Петра Кучерина, автовладельцы не утратят льгот, заработанных в частных страховых компаниях за годы безаварийного вождения. Некоторым водителям уже удалось получить 30 процентов скидки, и это не предел. Безаварийная езда позволяет увеличить размер скидки до 50 процентов. Напомним, что заветные 10 процентов скидки можно заработать в случае, если предыдущий договор страхования, заключенный сроком на год, не прерывался, и никто из владельцев транспортного средства не совершил на нем по своей вине ДТП. При этом условие непрерывности договора страхования является обязательным. Препятствием для получения льготы не станет даже автоавария по вине другого водителя пусть и с вашим участием. В базе данных бюро зафиксированы договоры, заключенные всеми страховыми компаниями с 1 июля 2000 года. Поэтому клиент, сообщая страховщику сведения для внесения в страховое свидетельство, в случае обмана рискует попасть "под регресс". Другими словами, при аварии страховщик заплатит за вас сумму признанного ущерба, но вам предъявит иск на ту же сумму. Поэтому юлить бесполезно. -- Когда мы начали работу по "автогражданке", -- рассказывает Петр Кучерин, -- льгота в 50 процентов от установленного размера страхового взноса распространялась на инвалидов, участников войны и лиц, к ним приравненным. Но оказалось, что есть такая категория граждан, для которых автомобиль заменяет ноги. Например, инвалиды детства с нарушением опорно-двигательного аппарата. Страховщики сами внесли предложение распространить льготу и на эту категорию граждан. Впрочем, понимая, что идеального закона не бывает, страховщики выходят с предложениями на законодателей. С июля 1999 года, а именно тогда появилась "автогражданка", не без их активного участия неоднократно вносились изменения и дополнения, принимались нормативные акты по повышению страховой защиты потерпевших и лиц, виновных в ДТП. Так, был четко установлен срок (2 месяца), в который страховщики должны выплатить страховое возмещение потерпевшему. Если компания не смогла своевременно рассчитаться, сумма пересчитывается сообразно курсу евро. -- Человек, пострадавший в ДТП, не должен страдать от нерадивости страховщика, -- считает Петр Кучерин. -- Но иногда бывают случаи, по ряду причин не зависящие от страховой организации. Например, когда в ДТП гибнет или получает телесные повреждения пассажир или водитель. Заводится уголовное дело, а судебного решения или результатов следственного эксперимента приходится ждать иногда больше двух месяцев. В таком случае страховщик виновным не считается, но закон предписывает ему все равно делать перерасчет. Максимальный размер страхового возмещения от аварии упирается в верхний предел -- 5 тысяч евро. Все, что выше этой суммы, пострадавший может вытребовать у виновного только через суд. Поэтому, чтобы защитить свое дорогое авто, одной "автогражданки" не хватит -- следует заключать договор дополнительного страхования, так называемое, авто-каско. Удовольствие, скажем сразу, не из дешевых. Вся гамма страховых случаев вытянет из кошелька владельца до 10 процентов от стоимости машины в год. Есть усеченные авто-каско -- в 6 или 7 процентов, когда страхуют только от повреждения -- тогда владельцу не страшна даже сосулька, неожиданно шлепнувшаяся на бампер. -- Недавно побывав в России, -- говорит Петр Кучерин, -- сказал коллегам, что если бы мы отменили "автогражданку" в Беларуси, у нас были бы такие же митинги недовольных, как протестуют там те, кто не желает ее введения. Потихоньку наши люди привыкают к законопослушному поведению. Основная доля граждан, а это процентов 75, добросовестно страхуют ответственность. Но есть и нерадивые автовладельцы, которые, не страхуют автомобили, даже больше, совершают на них ДТП. За такого безответственного человека мы платим потерпевшему, а виновнику предъявляем регресс. Например, за прошлый год произвели 1600 выплат. Национальным страховым сертификатом "Зеленая карта", или иначе оформлением "автогражданки" для выезжающих за границу, занимается сегодня одиннадцать страховых компаний. Это: "АльВеНа", "Багач", "БАСО", "Белвнешстрах", "Белгосстрах", "Белингосстрах", "Белнефтестрах", "ТАСК", "Купала", "ПромТрансИнвест" и "СлавПолис". Размеры взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории нашей страны значительно ниже, чем, например в Польше или странах Прибалтики. Ну а раз ниже стоимость, то и ниже лимит ответственности -- 5 тысяч евро. По словам Петра Кучерина, лимит ответственности необходимо увеличивать, поскольку лимиты ответственности, действующие на территории стран--членов системы "Зеленая карта", в которую входит и Беларусь, несоизмеримо выше, чем у нас. В некоторых странах они и вовсе не ограничены. Но увеличить лимиты ответственности без увеличения тарифов нельзя. А значит, придет время, когда возрастут и взносы по данному виду страхования. Впрочем, как заверил Петр Михайлович, в ближайший год тарифы не поднимутся. Вероятнее всего, и в следующем году они останутся прежними.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter