От преступления к прозрению

Муай тай, или таиландский бокс, в переводе означает...

— Муай тай, или таиландский бокс, в переводе с таиландского означает «путь свободных», — так начал свое выступление четырехкратный чемпион мира по таиландскому боксу Евгений Ангалевич перед несовершеннолетними преступниками СИЗО № 1, который расположен в Минске.

Эти нередко озлобленные, недоверчивые, разочаровавшиеся в жизни, протестующие против всего мира несовершеннолетние — воры, наркоманы и даже убийцы — в душе по-прежнему совсем еще дети, которые ждут понимания и верят в возможность светлой и чистой жизни; оказавшись за решеткой, мечтают о «пути свободных». Потому и слушали мастера бокса с особым вниманием.

Чемпион рассказывал ребятам о мире спорта, возможностях, открывающихся перед теми, кто ставит высокие цели и упорным трудом и старанием добивается осуществления мечты. Евгений тренирует ребят в клубе «Синтяо», а кроме этого часто встречается как со школьниками, военнослужащими, так и с трудными подростками, состоящими на учете в ИДН. В СИЗО выступал впервые.

— Боялся, — говорит, — что не смогу заинтересовать, не знал, что и как лучше сказать, чтобы убедить пацанов, что они достойны лучшей жизни и смогут все изменить, если только захотят.

Он говорил просто и от души, и оступившиеся ребята его слушали…

— Жил в неспокойном районе, где уже в пять часов вечера пьяные мужики у киосков выясняли, кто кого и насколько уважает, а к восьми утра ожидали открытия магазина, чтобы опохмелиться. Дворовая жизнь и юношеское желание быть самым сильным, смелым, уважаемым — все это знакомо не понаслышке. Были и плохая компания, сигареты, спиртное, выяснение отношений «район на район»… Не исключено, что я бы мог тоже попасть в тюрьму, если бы вовремя не ушел в спорт, — откровенно рассказывал о своей жизни гость. — Когда все шли во двор, я бежал на тренировку. Ровесники играли во взрослых с сигаретами, пивом, водкой, а я каждый вечер мечтал лишь бы побыстрее дойти до кровати. Ни на что другое сил не оставалось. Они выясняли, кто сильнее в уличных драках. Я предпочитал биться на соревнованиях, понимая, что подраться несложно — сложно победить действительно достойного противника. Сегодня многие из ребят, с которыми когда-то учился, дружил, сидят в тюрьме, спиваются. В 28—30 лет многие из них не выезжали дальше Минска и его ближайших окрестностей, я объездил полмира, побывал и в Таиланде.

…Самым главным в выступлении мастера таиландского бокса было то, что он видел в оступившихся подростках не преступников, а людей, у которых может быть достойное будущее, он видел их светящиеся надеждой глаза и искренне хотел помочь.

С содержащимися под стражей несовершеннолетними каждый день работают воспитатели и психологи, проводят занятия, конкурсы, беседуют, убеждают, учат признавать свои ошибки и вселяют надежду в себя, веру в будущее. Непросто бывает убедить ребенка, видевшего в жизни лишь пьяных родителей и интернат, в том, что он кому-то нужен, а его судьба кому-то интересна. Непросто преодолеть недоверие к людям, сладить с возросшей агрессивностью и жестокостью. Непросто и открыться, довериться сотруднику спец­учреждения: пугает форма, настораживает, что с ним разговаривает не просто воспитатель или психолог, а гражданин начальник.

Потому администрация СИЗО и приглашает к несовершеннолетним правонарушителям людей, которые умеют, хотят и могут помочь ребятам изменить свою жизнь. Тем самым подтвердить слова сотрудников СИЗО о том, что о лишенных свободы подростках помнят на свободе, что они нужны обществу и за высокими стенами СИЗО есть люди, которые могут указать дорогу к «пути свободных», если, конечно, человек готов к этому, способен принять помощь.

Посещали ребят и заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Московского района столицы Елена Баженова — привезла подросткам подарки от ОО «БРСМ». Были в СИЗО и психологи Наталья Николаева и Анна Ефременко — провели с подследственными четыре занятия.

— Целью занятий было помочь подросткам осознать свое положение на данном отрезке жизни, понять себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, — рассказали психологи. — Те упражнения, которые мы предлагали выполнить, и те игры должны были дать толчок к размышлениям. Каждый подросток должен был решить для себя: будет ли он сам выстраивать свою жизнь или просто плыть по течению…

Нельзя в один день изменить взгляды и убеждения, складывающиеся на протяжении всей предыдущей жизни. Нельзя заставить поверить в доброту окружающего мира, забыв обо всем плохом, что дети видели своими глазами. Но каждая секунда внимания, уделенного находящимся за стенами СИЗО и колоний подросткам, остается в их памяти, даже если они и не говорят об этом.

Как выяснилось, запомнили они и слова Евгения Ангалевича о том, что именно ребята, которые приходят с улицы, из неблагополучных семей, и даже оступившиеся, освободившиеся из колонии (у чемпиона тренируются и такие) достигают, как правило, более высоких результатов, чем остальные.

— Именно такие люди, которые видели, как низко можно упасть, стремятся сделать все, чтобы в их жизни такое не произошло. Это тяжело. Именно поэтому я и стараюсь помочь прежде всего ребятам из неблагополучных семей, стараюсь забрать их из уличной жизни. Нет денег платить за тренировки? Ходите бесплатно. Только ходите. Уйдите с улицы… И уходят. Занимаются. Даже курить бросают. Я не заставляю, просто, если вижу парня с сигаретой, даю чуть больше нагрузки, и после одной-двух тренировок бросают курить, — улыбается спортсмен. — И именно на таких ребят с улицы я возлагаю больше надежд, чем на остальных парней и девушек, занимающихся в клубе. И очень рад, когда надежды оправдываются. К слову, это случается не так уж и редко…

Наивно было бы верить, что, освободившись, все эти подростки пойдут заниматься спортом. Но... что-то из этой беседы, как, впрочем, и из других занятий, запомнится, осядет в детских душах. А самое главное — они еще раз услышали: их зовут, их ждут, в них верят!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter