От права не свернуть влево

Прочная правовая база экономической деятельности в стране уже создана, однако до идеального порядка в отношениях между различными субъектами хозяйствования еще далеко.
Прочная правовая база экономической деятельности в стране уже создана, однако до идеального порядка в отношениях между различными субъектами хозяйствования еще далеко. Поэтому роль хозяйственного правосудия в оздоровлении нашей экономики неизменно будет возрастать. Такой прогноз дал пленум Высшего хозяйственного суда, подводивший итоги работы судов за 2002 год. В ходе работы пленума мы побеседовали с председателем Высшего хозяйственного суда Виктором КАМЕНКОВЫМ.

- Виктор Сергеевич, какова была нагрузка на хозяйственные суды в минувшем году?

- Объем работы существенно возрос: во всех хозяйственных судах произошло увеличение количества рассмотренных дел. В целом же за год на рассмотрение поступило более 33 тысяч исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа. Это на 54 процента больше, чем в 2001 году. Число дел, рассмотренных в первой инстанции, составило 24 тысячи - против 15,3 тысячи в 2001 году. Такой рост, на мой взгляд, свидетельствует как о повышении доверия к хозяйственным судам, так и о возросшей потребности граждан и предприятий в судебной защите. В свою очередь, это влечет за собой две тенденции. С одной стороны, налицо возрастающая эффективность хозяйственного правосудия в деле регулирования экономических отношений, с другой - очевиден рост нагрузки на хозяйственные суды в целом и на каждого судью в отдельности. Судите сами: в 2001 году один судья рассматривал в среднем 19 дел, а в 2002-м - уже 30.

- Но с ростом нагрузки наверняка возросла и отдача от деятельности хозяйственных судов...

- Разумеется. Об этом говорит такой показатель, как итоговые суммы денежных средств, взысканных в результате разрешения хозяйственных споров. В целом сумма заявленных ко взысканию требований составила 735,5 миллиарда рублей. Взыскано судами свыше 511 миллиардов рублей. По нарастающей работает служба судебных исполнителей хозяйственных судов. В 2001 году, например, ею было взыскано 40,5 миллиарда рублей, 14,9 миллиона долларов. А в 2002-м - 110 миллиардов и 37 миллионов соответственно. Наконец, в бюджет поступила государственная пошлина в размере 12,3 миллиарда рублей.

- Какого рода споры приходится рассматривать хозяйственным судам страны?

- Основной массив дел связан с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по договорам. Из них наибольшее число (16,7 тысячи дел) - это споры по расчетам за продукцию, товары, услуги, тепло- и электроэнергию. К примеру, это иски к колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, полученные нефтепродукты, по платежам в бюджет.

- Насколько полно удовлетворяются подобные иски?

- Примерно на 74 процента. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о том, что такие дела, как правило, являются бесспорными. Поэтому для решения вопроса о снижении нагрузки на судей подготовлен проект декрета "О совершенствовании хозяйственного судопроизводства". Этот документ предполагает, что споры о взыскании задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, воду, отопление, газ будут рассматриваться в упрощенном порядке, то есть без вызова сторон и возбуждения искового производства.

- Какова ситуация по делам о банкротстве?

- Такие дела занимают особое место в деятельности хозяйственных судов. И причина повышенного внимания к ним - не только в значительном росте их количества. В 2002 году принято 1.030 заявлений о признании должников банкротами, что почти в 4 раза больше, чем в 2001 году. Поступило заявлений о банкротстве 1.409 против 922 в предыдущем году.

Но дело скорее в том, что банкротство - явление новое как для экономики страны, так и для хозяйственных судов. В прошлом году были приняты решения по 1.063 делам о банкротстве с ликвидацией и по 40 - о банкротстве с санацией. В ходе рассмотрения этих дел сразу же выявился целый ряд проблем, над которыми мы будем работать в наступившем году. Главная задача - совершенствование законодательства о банкротстве. Это необходимо, во-первых, для отсечения недобросовестных кредиторов, которые используют процедуру банкротства для передела собственности. Кстати, по результатам рассмотрения хозяйственных споров нами направлено в прокуратуру 14 сообщений о признаках уголовных преступлений, в том числе выявленных при рассмотрении дел о банкротстве. Одним лишь хозяйственным судом Минской области направлено 3 сообщения о признаках ложного банкротства, по которым ведут проверку органы прокуратуры.

Так вот, мы ожидаем, что в ходе корректировки законодательства будут изменены основания для подачи заявления о банкротстве: сначала кредитор должен будет обратиться в суд с иском о взыскании задолженности, пройти стадию исполнительного производства и только потом, если в результате не будет получен долг, начинать процедуру банкротства. Во-вторых, необходимо повысить роль и меру ответственности отраслевых органов управления при решении вопросов о банкротстве государственных, градообразующих предприятий. Для решения этих вопросов нами уже подготовлены проекты соответствующих декрета, закона и дополнений в закон об экономической несостоятельности (банкротстве).

- Какие еще проблемы выявлены в ходе рассмотрения подобных дел?

- Серьезнейшие вопросы, перерастающие в государственную проблему, вызывает практика назначения управляющих по делам о банкротстве. На мой взгляд, такие люди не должны быть пассивными наблюдателями, безучастно созерцающими процедуру банкротства, - они должны прилагать все усилия для того, чтобы не допустить разорения предприятий. То есть необходимо на государственном уровне организовать систему управляющих, компетентных в той или иной отрасли экономики и способных действительно выводить предприятия из кризиса. Пока же судебная практика показывает, что многие из управляющих обладают недостаточной квалификацией, хотя и имеют документы, позволяющие им выступать в качестве управляющих.

В целом же можно сказать, что одна из важнейших задач хозяйственных судов Беларуси в наступившем году - это как раз обеспечение полного и всестороннего исследования всех обстоятельств, касающихся банкротства предприятий. Контроль за ходом всех процедур банкротства, я считаю, поможет избежать злоупотреблений в этой области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter