От плохой яблони яблоко недалеко падает

В БЕЛАРУСИ небывалый урожай яблок. Планируется собрать не менее 600 тысяч тонн — почти в три раза больше, чем в прошлом году. У заготовителей пик сезона. У переработчиков — аврал. Транспорт стоит у проходных — не успевают «съедать» сырье мощности перерабатывающих предприятий. «Виноват» на редкость обильный на яблоки сезон. По медицинской норме, человек должен получать в год не менее 80 килограммов плодов и ягод (в это число не включены экзотические апельсины, киви и т.д.). Так как ягоды мы едим в основном сезонно, то можно говорить, что большую часть этих необходимых каждому белорусу килограммов составляют яблоки. Значит, на год жителям Беларуси нужно их порядка 750 тысяч тонн. В этом году мы более-менее приблизились к этой норме. Но все ли фрукты дойдут до потребителя?

Почему слабо работает конвейер «сад — магазин» и импорт по-прежнему вытесняет отечественные фрукты?

В БЕЛАРУСИ небывалый урожай яблок. Планируется собрать не менее 600 тысяч тонн — почти в три раза больше, чем в прошлом году. У заготовителей пик сезона. У переработчиков — аврал. Транспорт стоит у проходных — не успевают «съедать» сырье мощности перерабатывающих предприятий. «Виноват» на редкость обильный на яблоки сезон. По медицинской норме, человек должен получать в год не менее 80 килограммов плодов и ягод (в это число не включены экзотические апельсины, киви и т.д.). Так как ягоды мы едим в основном сезонно, то можно говорить, что большую часть этих необходимых каждому белорусу килограммов составляют яблоки. Значит, на год жителям Беларуси нужно их порядка 750 тысяч тонн. В этом году мы более-менее приблизились к этой норме. Но все ли фрукты дойдут до потребителя?

«Модернизация» согласно табели о рангах

Каждое второе яблоко, съедаемое белорусом на протяжении уже многих лет, было привезено из Европы. Страны ЕС — второй в мире производитель яблок после Китая. Скажем, в соседней Польше, основном экспортере этого фрукта в нашу страну, производство достигает 2 миллионов тонн ежегодно. Не говоря уже о Германии, Италии, Голландии, Испании и Бельгии. Это показывает, что яблоко — один из самых популярных фруктов, а садоводство — рентабельная сфера сельского хозяйства. Чего не скажешь о Беларуси.

Понятно, яблоки — не пшеница, а сады — не зерновой клин. Из всех сельскохозяйственных отраслей плодоводство наиболее долговременная, и это сказывается на его судьбе. После закладки сада до первого промышленного плодоношения проходят годы. Правда, потом урожаи можно собирать в течение нескольких десятилетий, хватило бы только терпения дождаться их. Но как раз с этим и связаны проблемы. И не только. На протяжении многих лет при дефиците земли для основных сельхозкультур устанавливался жесткий табель о рангах. На первом месте стоит хлеб — он всему голова. Дальше — картошка, второй кормилец. Высоко чтятся просо и гречиха, и, естественно, кукуруза. Каждый руководитель кроит свой надел в строгом соответствии с этим табелем. Сады отодвигались в самый конец очереди, и чаще всего земли им уже не доставалось. Их не считали баловством, скорее роскошью. Поэтому сегодня имеем то, что имеем: по данным Минсельхозпрода, в республике 106,6 тысячи гектаров плодово-ягодных насаждений, из них только 45 тысяч — в сельхозорганизациях, включая фермерские хозяйства. Семечковые сады занимают 78 тысяч гектаров. На долю традиционных яблоневых приходится менее 90 процентов. Но проблема в том, что половина из них — с истекшим сроком эксплуатации. Они, по сути, являются рассадниками болезней и вредителей, их давно пора раскорчевать. Да и вторая половина насаждений из-за несоблюдения технологий возделывания дает очень невысокие урожаи. В Европе интенсивный сад дает 30—40 тонн, отсюда и рентабельность производства. И если владельцы приусадебных участков обновляют свой небольшой «парк» раз в десятилетие, то в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах это происходит намного реже — ведь счет насаждений идет на гектары. Здесь разом проблему садовой «модернизации» не решишь.

Как видим, проблема яблоневых садов стара. Именно поэтому в 2004—2010 годах реализовывалась Государственная целевая программа развития плодоводства. В соответствии с ней в нашей стране в этот период яблонями были засажены 11,3 тысячи гектаров земли. Но только к 2015 году эти насаждения вступят в промышленное плодоношение. Принята следующая программа на 2011—2015 годы. В новой пятилетке планируется посадить еще около 7 тысяч гектаров. Как сообщает Минсельхозпрод, с насаждений 2010—2015 годов ожидают до 100 тысяч тонн яблок. «Но от того, что засадили, ничего ждать не приходится, — шокирует в приватной беседе один из специалистов. — Перед сельхозпредприятиями поставлена задача посадить, а не вырастить. И пока требуют в первую очередь молоко, мясо и зерно — о яблоках будут спрашивать потом. А сад, как маленький ребенок, им нужно заниматься постоянно».

На весах экономики

Эксперты выражают надежду на фермерские хозяйства. У них яблони дают настоящие урожаи, по европейским нормам: около 40 тонн с гектара. «Да, у нас в этом году был хороший урожай, и яблоки товарные — большие, красивые, — рассказывает руководитель единственного фермерского хозяйства Дубровенского района Солтан Гаджиев.

— Плодоводство во всем мире считается одной из рентабельных и экономически целесообразных отраслей сельхозпроизводства. Если правильно и грамотно соблюдать все правила и регламенты по применению средств защиты растений и плодов, почвы, возделыванию, всегда можно получить прибыль, — убежден фермер. — Скажем, у вас сад 100 гектаров. Продавая килограмм яблок всего по 40 центов при себестоимости 20—22 цента, получите 20 центов с каждого килограмма. А при объеме 1000 тонн можно чувствовать себя очень уверенно. Главное — в садоводстве должен быть конкретный хозяин. Только тогда сад даст хорошую рентабельность, себестоимость пониже будет. И мы сможем эти яблоки продать дешевле. Я считаю, сегодня 35—40 центов — максимальная, «красная» цена килограмма яблок, и в Беларуси она себя окупает. Дает возможность хорошую зарплату людям заплатить, рассчитаться с налогами. И хозяйству хорошо, и потребителю. Вот и будет свое качественное и полезное яблоко, а не привозное, обработанное химией. Ведь в Италии, Франции, Голландии сады настолько «приучены» к интенсивным технологиям, что если не дашь 20 этих обработок, урожай не получишь. Кроме того, они обрабатывают и собранные яблоки, чтобы хранились до следующего урожая. А мы этого не делаем, — подчеркивает Солтан Гаджиев.

Слушая фермера, удивляешься тому, что одна из доходных отраслей не выдерживает у сельхозпроизводителя конкуренции. Кто спорит: конечно, хлеб — всему голова, необходимы нам молоко и мясо, нужны сахар и крупы. Но и яблоки тоже! Особенно если учесть, что фруктов мы потребляем меньше рекомендуемых медициной норм и отстаем по этому показателю от развитых стран.

Что город заинтересован во фруктовом изобилии — факт очевидный. Однако экономически грамотное и хорошо организованное садоводство нужно все-таки и сельхозпредприятиям. Высокие доходы и прибыли — не досужие показатели для разного рода отчетов. Это деньги, без которых не построишь современное жилье и объекты социально-культурного назначения, требовательность к которым у сельского жителя все время возрастает. Не забудем также, что садоводство — отличная сырьевая база для местных перерабатывающих производств.

 С Солтаном Гаджиевым мы познакомились на содержательном семинаре, который в очередной раз организовала авторитетная Ассоциация «Белсадпитомник» совместно с фирмой «Басф» на базе крестьянского фермерского хозяйства «Антей-Сад» Мядельского района. В Ассоциацию входят 128 субъектов хозяйствования, в том числе 39 фермерских хозяйств. В этом году произведено около 86 тысяч тонн высокосортных яблок и выращено почти 3 миллиона штук плодовых саженцев и 4 миллиона штук ягодных кустарников. Говорит генеральный директор «Белсадпитомника» Анатолий Коренько:

— Работы у нас на ближайшие годы в разы больше, чем уже сделали. Немаловажно то, что мы вышли на мировой уровень садооборота: в год закладываем 2,5—2,8 тысячи гектаров садов и производим в среднем три миллиона штук саженцев. Но есть немало проблем, требующих решения. Считаю, надо добиться такой продуктивности в отечественном садоводстве, чтобы каждый белорус мог позволить себе съедать в день по яблоку и выпивать стакан сока. Но мы не сможем двигаться дальше, пока не перейдем на производство оздоровленного посадочного материала, свободного от вирусов и болезней. Согласно новой программе, разработана схема, задействованы научные учреждения, в том числе в регионах, опытные станции. Необходимо привлечь к делу больше фермерских хозяйств, — убежден Анатолий Николаевич. — Ведь на их счету 59 процентов посадочного материала, произведенного в стране в 2004—2010 годах. Кроме того, очевидно, что надо ограничить ввоз саженцев и рассады из-за пределов страны. Мы не только «экспортируем» деньги, которые нужны здесь, но и «импортируем» гамму всяких болезней и вредителей из тех же Польши, Молдовы, где, кстати, нередко навязывают некачественный или непригодный для наших условий посадочный материал. Само собой, необходимо и дальше наращивать посадочные площади, увеличивать количество садов и питомников. Но серьезная проблема — нехватка специализированной садовой техники, особенно там, где новые хозяйства начали закладывать насаждения.

Что имеем — не храним

В организациях различных форм собственности, занимающихся производством плодово-ягодной продукции, есть плодохранилища общей емкостью  78 тысяч тонн. Планируется, что к концу года цифра «подрастет» еще на 15 тысяч. «С учетом наращивания объемов производства плодов в последующие годы в республике будут продолжены работы по строительству, реконструкции и модернизации плодохранилищ, и к концу 2015 года их общая емкость составит 128 тысяч тонн», — сообщают в Минсельхозпроде. И тем не менее даже этого количества недостаточно.

Нехватка хранилищ на селе заставляет гнать фрукты (с перепадом температур и прочими неприемлемыми для свежих плодов условиями) нередко за сотни километров на городские базы, где в течение всей зимы их работники будут вынуждены перебирать гнилье, которое некогда было первосортной продукцией. Неудивительно, что только за семь месяцев этого года в Беларусь импортировано 118 тысяч тонн яблок.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter