От плохого семени не жди доброго племени

В старейшем аграрном вузе страны учат профессии как в аудиториях, так и в полях и на фермах Белорусская сельскохозяйственная академия недавно отметила 170-летие. Сегодня это современный многопрофильный вуз международного уровня: в БГСХА постигали тонкости профессии и получали образование сотни молодых людей из многих стран Азии, Африки, Латинской Америки. Здесь не только учат всем аграрным и нужным в АПК специальностям. Сложившиеся в академии научные школы известны далеко за пределами континента. В эти дни академия, как и весь город Горки, готовится к ежегодному празднику хлеборобов — «Дожинкам». Сюда, в свою альма-матер, придут многие его герои — выпускники, чей путь к пьедесталу почета начинался здесь, в аудиториях и на опытных полях. Идут масштабные работы по благоустройству, обновляются общежития, строятся новые объекты: общежитие на 860 мест, учебно-научно-производственная молочно-товарная ферма на 280 коров, рыбоводно-индустриальный комплекс по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб с использованием системы замкнутого водоснабжения. Зачем они нужны академии? Как надо в ХХІ веке готовить специалистов-аграрников, какие создавать сорта? — У нас ставка на практикоориентированное образование, — пояснил ректор академии профессор Александр Павлович Курдеко, — учим мы студентов не по плакатам, а даем им знания и первичные практические навыки в реальных условиях поля, фермы, мастерской. Учебный процесс включает три практики различного уровня: в нашем учхозе, лучших хозяйствах области, ведущих НПЦ республики. Полагаю, следует официально придать таким хозяйствам статус базовых, компенсировать их затраты на подготовку специалистов какими-то льготами. Быть может, в их штатное расписание включить должность наставника, доплачивать тем, кто занимается со студентами-практикантами. Конечно, нам легче и дешевле организовать и провести практику у нас в районе, чем, положим, в Снове или Жодино, поэтому и развиваем базу. Теория и практика одинаково важны и нужны: в сельское хозяйство пришли современные технологии, новейшая техника. Поэтому обучение проще не становится, должно соответствовать...

В старейшем аграрном вузе страны учат профессии как в аудиториях, так и в полях и на фермах

Белорусская сельскохозяйственная академия недавно отметила 170-летие. Сегодня это современный многопрофильный вуз международного уровня: в БГСХА постигали тонкости профессии и получали образование сотни молодых людей из многих стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Здесь не только учат всем аграрным и нужным в АПК специальностям. Сложившиеся в академии научные школы известны далеко за пределами континента. В эти дни академия, как и весь город Горки, готовится к ежегодному празднику хлеборобов — «Дожинкам». Сюда, в свою альма-матер, придут многие его герои — выпускники, чей путь к пьедесталу почета начинался здесь, в аудиториях и на опытных полях. Идут масштабные работы по благоустройству, обновляются общежития, строятся новые объекты: общежитие на 860 мест, учебно-научно-производственная молочно-товарная ферма на 280 коров, рыбоводно-индустриальный комплекс по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб с использованием системы замкнутого водоснабжения. Зачем они нужны академии? Как надо в ХХІ веке готовить специалистов-аграрников, какие создавать сорта?

— У нас ставка на практикоориентированное образование, — пояснил ректор академии профессор Александр Павлович Курдеко, — учим мы студентов не по плакатам, а даем им знания и первичные практические навыки в реальных условиях поля, фермы, мастерской. Учебный процесс включает три практики различного уровня: в нашем учхозе, лучших хозяйствах области, ведущих НПЦ республики. Полагаю, следует официально придать таким хозяйствам статус базовых, компенсировать их затраты на подготовку специалистов какими-то льготами. Быть может, в их штатное расписание включить должность наставника, доплачивать тем, кто занимается со студентами-практикантами. Конечно, нам легче и дешевле организовать и провести практику у нас в районе, чем, положим, в Снове или Жодино, поэтому и развиваем базу. Теория и практика одинаково важны и нужны: в сельское хозяйство пришли современные технологии, новейшая техника. Поэтому обучение проще не становится, должно соответствовать. 

Беспокоит падение престижа аграрных специальностей, которое поставило в повестку дня разработку и внедрение комплекса стимулирующих мероприятий по набору студентов в академию. Быть может, стоит вернуться к проверенной временем практике, когда хозяйства посылали ребят на учебу, платили им стипендии, при условии дальнейшей работы в хозяйстве. Или, например, ввести преференции для сельских выпускников. Подобная практика есть во всем мире. Так, в США в фермеры идут дети фермеров, которые выросли на ферме и знают этот труд, образ жизни. Стричь все вузы под одну гребенку, наверное, нельзя.

Что посеешь, то и пожнешь

Хозяйство в академии большое, сложное, многопрофильное. Только сертифицированных лабораторий пять: химико-экологическая, прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины, испытательные лаборатории качества молока, топлива, семян. О работе последней рассказала ее руководитель кандидат сельскохозяйственных наук Наталья Александровна Дуктова.

— Из некачественных семян хороший урожай вряд ли вырастишь, даже если скрупулезно выполнять все требования технологии и, соответственно, нести немалые затраты, — пояснила Наталья Александровна. — Традиционными способами, тем более на глазок, сортовую чистоту не определить. Применяемый нами метод электрофореза белков позволяет в кратчайшие сроки гарантированно оценить сорта и гибриды по показателям сортовой чистоты или гибридности. Был случай, когда целый эшелон гибридных семян кукурузы вызвал подозрение у получателя. Мы исследовали пробы: оказалось, обычный сорт, только покрашенный, цена, соответственно, должна быть в разы ниже. С нашим заключением покупатель выиграл арбитраж. На днях в лабораторию поступили пробы пивоваренного ячменя: два белорусских пивоваренных завода заботятся о качестве своей продукции и не берут все, что в накладной назвали пивоваренным ячменем.

Суть метода: когда происходит электрофорез белков, они «разгоняются», и в итоге получается картинка, которую можно сравнить с эталоном сорта или гибрида (он так же уникален, как отпечаток пальца). Метод признан у наших соседей в России и Украине, в странах Евросоюза. У нас он применяется как для первичного анализа при поступлении семян в страну, так и на завершающем этапе, после проведения общепринятых процедур лабораторного сортового контроля. Наша лаборатория, аккредитованная как в Беларуси, так и включенная в реестр Таможенного союза, начала использовать данный метод одной из первых. Ежегодно проводим оценку около 300 проб таких культур, как кукуруза, пшеница, тритикале, ячмень, овес, зернобобовые, от партий общей массой 700 тыс. тонн. Особенно важен контроль качества семян гибридов кукурузы, которые достаточно дорогие, а при несоответствии гибридности можно недополучить четверть ожидаемого урожая. Заключение нашей лаборатории дает уверенность аграриям, что вложенные в семена средства дадут запланированную отдачу. Если с 2004-го по 2007 год из всего объема поступавших в страну семян кукурузы 20—25 процентов не соответствовали заявленной гибридности, то уже где-то с 2008 года недобросовестные поставщики поняли, что эти фокусы у нас не проходят, «входной контроль» не обмануть, и количество таких партий резко снизилось. Можно подсчитать, сколько валюты стране мы помогли сэкономить, ведь гибриды кукурузы закупаются в ближнем и дальнем зарубежье.

Галега в рекламе не нуждается

Об успехах селекционеров академии, которые занимаются выведением сортов твердой пшеницы, уже доводилось писать. То, что еще лет двадцать назад сочли бы фантастикой, стало явью: на госсортоиспытания передано четыре сорта твердой пшеницы. Как пояснил начальник НИЧ академии кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Леонидович Тибец, в вузе налажен полный цикл селекции и семеноводства, от выведения сорта до его выращивания в опытно-промышленных масштабах и продажи суперэлитных и элитных семян.

— В прошлом году произвели и реализовали семян различных культур более чем на 1 млрд. 200 млн. рублей, — сообщил Юрий Леонидович. — Это неплохое подспорье для вуза. Почему-то больше говорят о селекции зерновых, но работа ведется и с овощными культурами, и с кормовыми. В лаборатории меристемных культур оздоравливаем, практически реанимируем известные, проверенные сорта картофеля. В прошлом году наши селекционеры создали и районировали 12 сортов и гибридов: гибриды томата F1 для открытого грунта «родомысл», для защищенного грунта — «сапсан», «бубенчик» и «тайник»; сорта томата для открытого грунта — «беркут», «тамара» и «чирок». Надеемся, что сорта чеснока озимого — «беловежский», «союз» и «юниор» — вытеснят импорт из белорусских магазинов.

А всего за последние годы учеными академии было создано 49 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Все их, наверное, не назову, но, по моему мнению, большой интерес для практиков представляет сорт галеги восточной «нестерка».

Профессор кафедры селекции и генетики, доктор сельскохозяйственных наук Вера Ивановна Бушуева, которая создала этот сорт, так представила таинственную для большинства из нас незнакомку галегу:

— Это растение в 30-е годы прошлого века было интродуцировано к нам с Северного Кавказа для решения проблемы белка в рационе животных. Почему выбор ученых пал на галегу? Ответ очевиден: неприхотлива, зимостойка, устойчива к засухе и временному подтоплению. Наш «нестерка» — это 27 процентов белка, три-четыре укоса в сезон, 550—750 центнеров зеленой массы с гектара. Плюс к этому накапливает 800 килограммов азота на гектар. Прекрасное молокогонное средство — добавка в рацион дает прибавку молока до 1,5 литра в сутки с каждой коровы. Отличный медонос. Правда, есть и одно «но»: чтобы галега укоренилась и окрепла, нужен минимум год, а то и два. Но потом растет на одном месте 25 лет, только успевай косить, чтобы не огрубела.

Достоинства галеги уже оценили наши аграрии, она разошлась по всей стране, за семенами ее — очередь. Мы за несколько лет произвели более 10 тонн семян, которыми засеяна тысяча гектаров в разных уголках Беларуси. Очень популярна галега в Осиповичском районе.

Посмотрев опытные поля академии, побывав в лабораториях, где работают ученые, подумал, что наши селекционеры должны быть богатыми людьми, как и их коллеги в других странах. Где что ни селекционер, то долларовый миллионер: с каждого гектара, засеянного выведенным им сортом, он получает отчисления (роялти), ведь вклад в полученный высокий урожай весом и неоспорим.

С удивлением узнал, что в республике нашим селекционерам отменили даже премию за ввод новых сортов, убрав тем самым материальные стимулы. Поэтому наметился переток селекционеров в семеноводство: там иная система оплаты труда, платят больше. Если так пойдет и дальше, в селекции останутся единицы, только самые увлеченные. Ведь, чтобы создать сорт, нужен уникальный сплав знаний и опыта, усидчивости и удачливости. Новый сорт — это десять лет упорного труда на полях и в лаборатории, надежд и разочарований селекционера. За выведение его берутся фанаты своего дела, способные по одному семечку, по одному зернышку из года в год перебирать тонны зерна, внимательно искать новые признаки. Самая современная техника здесь человека никогда не заменит. Так что экономия на премиях может аукнуться несоизмеримо большими затратами: будем не продавать свои сорта за границу, а покупать чужие, не зарабатывать, а тратить валюту.

 
 Ректор академии Александр КУРДЕКО.
 
 
 Заведующая лабораторией биотехнологии Екатерина ИОНАС.
 
 
 Кандидат сельскохозяйственных наук Наталья ДУКТОВА на опытном поле.
 
 
 Старший научный сотрудник Сергей ЕГОРОВ изучает белковый спектр гибрида кукурузы.
 
 
 Доктора сельскохозяйственных наук Вера БУШУЕВА и Григорий ТАРАНУХО на плантации галеги.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter