Велодорожки не сразу строятся: велоэкскурсия по Гомелю с Валентиной Позняковой

От педали до радости

Легко ли научиться кататься на велосипеде, почему нужны парковки и как местные власти помогают находить решения сложных проблем


Валентина Познякова работает в IT-компании, но, помимо создания мобильных приложений и бизнес-систем, забот у нее достаточно. Второй год она возглавляет областное общественное объединение «ВелоГомель» и отдает много времени развитию велодвижения и популяризации этого здорового и экологичного транспорта. Валентина показала свои любимые локации, к которым мы, конечно, выдвинулись, крутя педали.

Поколесить по-взрослому

Наши скорости несоизмеримы, но Валентина благородно не форсирует движение, по пути подсказывая самые удобные маршруты до центра города:

— В моем личном топе Гомель среди областных центров по дружелюбности к велосипедистам и наличию инфраструктуры занимает место третье-четвертое. То есть все не так плохо, но над многим надо работать.

От детских прогулок на раскладном «Аисте» Валентина доросла до многодневных велопоходов по Беларуси, в день преодолевая по сотне километров. А недавно и вовсе вернулась с Байкала, где крутила педали прямо по его бескрайним и невероятно красивым ледяным просторам: 

— Главное для нас — создать необходимую инфраструктуру, но самостоятельно мы это сделать не можем. Поэтому наша задача — тесное взаимодействие с руководством города, и, надо сказать, с каждым годом власти все больше учитывают наши интересы. 

Дорога к мемориальному комплексу 

Сегодня разработано несколько маршрутов длиной от 16 до 60 километров. Двигаясь по ним, можно лучше рассмотреть яркие достопримечательности Гомеля и его окрестностей. Задача на ближайшую перспективу — промаркировать маршруты, то есть оборудовать информационными щитами и указателями. Здесь тоже без финансового содействия города не обойтись. Что касается физической помощи, то Валентина уверяет — велоактивисты готовы включиться в работу в любой момент:

— По картам ориентироваться может не каждый. Маркировка помогла бы любому желающему выехать на маршрут и не заблудиться.

Один из включенных в маршруты объектов — мемориальный комплекс «Партызанская крынічка». Здесь, в пяти километрах от Гомеля, в годы войны дислоцировался легендарный партизанский отряд «Большевик». Сейчас разрабатывается проект по созданию на этом месте музея под открытым небом. По словам председателя Гомельского облисполкома Геннадия Соловья, необходимый минимум для удобства и комфорта велосипедистов на этой территории будет выполнен: от покрытия подъездной дорожки до пункта проката.

Сворачиваем с проспекта Ленина на улицу Ирининскую. Здесь, около Городского центра культуры, находится наша первая цель — «ВелоПоинт». Эта площадка для активных гомельчан открылась пару лет назад. Ставим транспортные средства возле высокой и удобной парковки, и Валентина проводит мини-экскурсию:

— Это место, где мы организовываем свои мероприятия. В прошлом году запустили серию кинопоказов под открытым небом. Были фильмы и на велотематику. Продолжим в этом году. Здесь есть деревянная мебель для отдыха и веломаячок.

Веломаячок — специальная стойка, куда можно подвесить велосипед для ремонта. Здесь же на цепях висит минимальный набор нужных инструментов. Таких станций самостоятельного ремонта в городе четыре.

Здесь же в прошлом году организовали и занятия «Велошколы». Абсолютно бесплатно волонтеры учат взрослых кататься на велосипеде.

— Запись была ажиотажная, — говорит Валентина. — За сезон мы даже не успели обучить всех желающих. Люди абсолютно любого возраста: от молодых до 50—60-летних дам. Причем женщины, как правило, в этом вопросе активнее мужчин. Наши волонтеры учат по особой методике, которая помогает самостоятельно освоить транспорт и избавиться от страха. Что касается сроков, то все индивидуально: кто-то едет на первом же занятии, кому-то нужно пять — девять уроков.


Сто лиц одной набережной

Следуем по историческому центру города, где когда-то располагалось поселение старообрядцев, и спускаемся к набережной реки Сож. Еще в 60-е годы прошлого века здесь были только натуральные берега реки, в 70-е набережную заковали в бетон и построили пешеходный мост, который стал одной из визитных карточек города. В 2015 году набережная обрела новый облик: уложили плитку в стиле белорусской вышиванки, установили фонари под старину. В одном конце более чем двухкилометрового объекта появилась скульптурная композиция «Маяк». 48 разноуровневых опор со светильниками тут же стали местом притяжения гомельчан.

Дальше спешиваемся и катим велосипеды рядом. Валентина Познякова объясняет:

— Эта территория входит в охранную зону Гомельского дворцово-паркового ансамб­ля, и движение на велосипедах здесь запрещено. И очень жаль. Я согласна с тем, что кататься в парке, где много перепадов высот, может быть небезопасно, но здесь было бы прекрасное место для велопрогулок.

Посмотреть есть на что: широкие аллеи, шикарный вид на Сож, причал для прогулочных теплоходов, гребная база, скульптура знаменитого мастера Вячеслава Долгова — памятник первому гомельчанину. Набережная широкая, вполне хватило бы места и пешеходам, и велосипедистам. А завершается эта прогулочная достопримечательность еще одним интересным объектом — открытым в 2017 году скейт-парком. Здесь установили шесть специальных фигур для любителей доски и трюковых велосипедов.

Валентина Познякова советует всем гостям города обязательно побывать на набережной, а после отправиться по одному из разработанных объединением веломаршрутов:

— Я надеюсь, что с каждым годом все больше людей будут крутить педали. Ведь движение — это здоровье.



В ТЕМУ

В 2020 году решением Гомельского городского Совета депутатов утверждена Концепция развития велосипедного движения и средств персональной мобильности. Нужда в документе назрела: согласно социсследованиям, 41 % гомельчан ездит на велосипеде раз в месяц и чаще. Планы в концепции прописаны масштабные: устройство велодорожек, велопарковок, велогаражей, занижение бордюров. Причем по каждому элементу даны точные инструкции, объясняет Валентина Познякова:

— Мало иметь просто несколько велодорожек или полос, они должны быть увязаны в одну общую сеть. Есть требования по материалам, расположению, размерам. Сейчас стало больше парковок, но иногда они такие, что поставить велосипед невозможно — или упадет, или поцарапается. Парковки должны быть высокими, лучше удобной П- или U-образной формы.

На момент создания документа длина имеющихся в Гомеле велодорожек составляла чуть больше 10 километров, в планах — достижение отметки в 225 километров суммарной длины велосети.

valchenko@sb.by

Фото Таты Кавериной
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter