От парчовых одежд - к олимпийским моделям!

На днях в Национальном олимпийском комитете впервые была показана новая коллекция одежды для олимпийцев.
На днях в Национальном олимпийском комитете впервые была показана новая коллекция одежды для олимпийцев. Презентация прошла успешно: костюмы для спортсменов понравились всем. Этого дня многие ожидали с волнением. Но не погрешу против истины, если скажу, что знаю человека, который волновался больше всех. Он - главный дизайнер управления бытового обслуживания Главного хозуправления Управления делами Президента - Владимир Булгаков. Владимира Васильевича понять можно: коллекция эта - труд целой семьи.

В разработке ее принимал участие весь "творческий коллектив"

Булгаковых - супруга Инна и дочь Екатерина...

Их творческая мастерская уже давно "вылилась" из своих территориальных рамок, "растеклась" повсюду: даже в официальном и строгом кабинете Владимира Васильевича полно эскизов, рисунков, тканей и пуговиц. А уж о доме-то, где под одной крышей существуют три дизайнера, и говорить нечего: здесь профессиональные споры не утихают до глубокой ночи. Даже банальный ремонт, который уже давно задумали, начать некогда - иначе всем этим планшетам, фор-эскизам и наброскам со стильными спортсменами придется куда-то подвинуться. Пока же они "живут" повсюду и незаметно для хозяев давно потеснили их в привычной среде обитания.

Как сделать практичное прекрасным?

- Это моя четвертая Олимпиада - в интонациях Булгакова слышны и гордость, и, как мне кажется, усталость. (Стоит пояснить: четыре Олимпиады подряд - это слишком много. Обычно одна-две премьеры - и модельера меняют: очень непростая, ответственная и оттого нервная работа. Можно сказать, для Владимира Васильевича в Книге рекордов Гиннесса место зарезервировано.)

- Я вам так скажу: сделать "Олимпиаду" в сегодняшних условиях гораздо сложнее, чем создать даже самую красивую и претенциозную творческую коллекцию! Надо считаться со многими, слишком многими условиями.

Начав работать над первой коллекцией для Нагано, Владимир Васильевич четко вывел для себя принципы, в которых должны быть выдержаны коллекции. В первую очередь - одежда должна быть практичной.

- Меня сразу озадачили: не повторять чужих ошибок. Скажем, в России создали претенциозную коллекцию, но однодневную. Спортсмены прошли на открытии и спрятали свои меха-галоши. Ни у кого из них желания надеть еще раз форму не появилось. Мы не настолько богаты, чтобы затратить огромные силы и средства для единственного выхода, пусть даже очень престижного, а потом выкинуть все. Так что еще перед созданием первой коллекции мне поставили задачу: одежда для белорусских олимпийцев должна быть самобытна и узнаваема, но при этом практична и утилитарна!

Вроде бы с задачей этой непростой творческий коллектив справился: спортсмены на показах смотрелись весьма неплохо. Но в Нагано, неожиданно для всех, поехал и Глава нашего государства. Булгаков вспоминает, что вся творческая группа волновалась жутко: одно дело - дать оценку одежде со стороны, совсем другое - оценить ее, так сказать, изнутри. Булгаков напряженно смотрел все репортажи из Японии, переживал, хорошо ли сидит костюм, на месте ли рукава. И только когда Александр Лукашенко подвел итоги Олимпиады и сообщил, что форма наших олимпийцев была одной из лучших, у дизайнера от сердца отлегло...

- Конечно, если вы спросите у меня, доволен ли я на 100 процентов своими работами, честно скажу, что нет. Но мы старались...

У четы на счетах

Когда-то, много-много лет назад, они, молодые выпускники Московского текстильного института, прибыли в Минск, так сказать, возводить здесь индустрию моды. С тех пор немало международных подиумов обошли их коллекции - Булгаковы были одними из самых "конвертируемых" наших дизайнеров. И в копилке их семейного тандема, и в "одиночных" выступлениях множество мировых наград всех рангов и калибров. Восторженная пресса писала об этой дизайнерской чете, что они "открыли Париж" для отечественной моды. Вячеслав Зайцев, будучи в Минске с показами моделей собственного дома, признался, что очень любит Минск и уважает белорусских модельеров Инну и Владимира Булгаковых.

Впрочем, мэтр моды здесь был немного пристрастен: дело в том, что Булгаковы дружны с Зайцевым и его семьей еще со студенческих времен. Они вместе учились в Москве и искренне привязались друг к другу. Тем более что в ту пору Зайцев был совсем другим. Странный юноша, целиком поглощенный собственным творчеством, на своем курсе выглядел неким отщепенцем. Ведь в ту пору в текстильном училась преимущественно "золотая" молодежь. Тогда-то и сдружился Зайцев с Володькой Булгаковым - тот хоть и был немного младше, но так же самозабвенно работал, так же мечтал о том, что в нашей стране будет собственная яркая мода, стиль. О, как любят они, собравшись вместе, вспоминать упоительные студенческие годы! К слову, Владимир Васильевич уверяет, что были они юношами не по годам серьезными: ничего крепче сухого вина не употребляли. Зато могли часами спорить о будущем дизайна, случалось, что и вздорили всерьез, но всегда мирились. Позже, когда оба стали уже самостоятельными дизайнерами и съели не один пуд соли, Владимир Васильевич отказался от места худрука Дома моделей на Кузнецком Мосту в пользу Зайцева: "Как я могу занять эту должность, когда есть Славка?" Зайцеву, правда, эта должность тоже не досталась: он уже был невыездным, многолетняя опала начиналась. А Булгаковы отправились в Белоруссию, в только что созданный Дом моделей. Чуть позже дизайн СССР стал целым Клондайком идей для кутюрье всего мира. Мода на русское сыграла добрую службу - наших модельеров рады были видеть везде, в любой стране мира, от Норвегии до Танзании. Инна Борисовна Булгакова с иронией говорит о том времени

: - Сейчас мы с дочерью собираемся создать небольшое авторское ателье. Так вот, работу свою строим на тканях совсем недорогих - иначе не выйдем на доступность. Прежде работали, не считаясь с такими мелочами. Коллекцию "Францыск Скарына" (в свое время она наделала много шума. - С.Л.) я создавала только из лучших тканей - золотой парчи, на отделку использовала меха рыси, росомахи. В ту пору это было возможно...

Позже, когда начнется серьезный развал, Инна Борисовна выкупит эту самую громкую свою коллекцию. Часть ее из-за финансовых сложностей была распродана по киностудиям и театрам, а часть - так и ветшает потихоньку в просторном шкафу у Булгаковых дома. К слову, трехстворчатый этот шкаф плотно утрамбован славным семейным прошлым - осколками из коллекций разных лет.

В одну из последних встреч с Зайцевым тот предложил Булгакову писать - книгу о моде, дизайне, их юности. Обещал, что тоже напишет что-либо подобное, потом сопоставят: может, это станет совместным изданием.

Афинские вечера

Для создания костюмов, таково требование НОКа, должны использоваться отечественные материалы. Вроде бы совершенно логично и правильно. Но для дизайнера, будем откровенны, это усложняет задачу. Скажем, нынешняя коллекция, афинская, концептуально построена на льняных тканях. Чего, казалось бы, проще - мы ведь "льняная республика". Но здесь есть нюансы: отправляться в дорогу в костюмах из белорусского льна можно разве что с утюгом в багаже - ткань сильно мнется. Во всем мире в льняную ткань уже давно вкрапляют лайкру, что делает ее эластичной и мягкой.

- Нашу ткань можно сделать очень красивой по цвету, по фактуре, - говорит Булгаков. - Но надо думать и о том, что вещи-то спортсмены достанут из чемоданов и дорожных сумок. Не до утюжки им будет - у них ведь другие задачи стоят.

Впрочем, универсальность ткани - не самое, как оказалось, сложное, все-таки Булгаков не один год с отечественной фактурой работает, знает все нюансы. Куда сложнее золотую середину угадать: тот стиль, ту модель, которая будет одинаково элегантно смотреться и на спортсменке-гребчихе, рослой, широкоплечей, и на маленькой изящной гимнасточке.

- Ведь женщины все должны быть красивы! - со знанием дела восклицает Булгаков.

Самое непростое - придумать концепцию, стиль, который будет отличать нас от всех остальных. Булгаковы искренне признаются, что когда этот самый сложный момент определен, остальное проклюнется как бы само собой.

- Лейтмотивом будет то, что страна наша - синеокая, озерный край, Белая Русь. Потому доминирующим будет белоснежный цвет с легким голубым оттенком. А вот национальную символику будут обыгрывать дополнения - шали, шарфы, галстуки.

На суд строгой комиссии были представлены три комплекта для олимпийцев.

- Мы решили никому не навязывать свое мнение, - вступает Инна Борисовна, - у каждого были свои идеи на этот счет. Потому автономно делали три темы.

- Хотя, если как на духу, не раз мы из-за этих костюмов спорили, даже ссорились, - уточняет Владимир Васильевич.

...При свете уютных гостиных ламп мы пьем кофе по-ирландски, великолепно сваренный Владимиром Васильевичем. Повсюду - живописные работы хозяев, а разговор наш подслушивает роскошная костюмная кукла в наряде эпохи Ренессанса. Работы Булгаковой-младшей давно уже широко известны за пределами нашей страны - ее куклы охотно покупают крупные московские галереи. Инна Борисовна признается, что Катя с детства была упрямой и целеустремленной

: - Молодежную линию делала Катюша: ведь молодые лучше понимают друг друга. Нашего диктата, да и вообще нашего участия в ее работе не было: с 6 лет у Кати свое независимое мнение. Не слишком-то она нас слушает...

- Отец делал классику, Катя - молодежную линию, а я использовала мотивы ретро 40-х годов, - продолжает Инна Борисовна. - Ведь спортсмены - это широкие плечи, тонкие талии, стройные сильные ноги. Свою линию я построила именно на этом, на мотивах 40-х, когда был культ человеческого тела.

- А я предложила серо-голубой цвет - подхватывает Екатерина, - чем немного шокировала родителей. Но когда мы выставили планшеты в олимпийском комитете, все согласились, что это новый цвет, он будет хорошо смотреться с трибун, что в нем есть колорит Греции.

Впрочем, рассказывая обо всех своих исканиях, глубоко в детали Булгаковы не вдаются. Даже несмотря на то, что первое утверждение в НОКе костюмы прошли легко, почти блестяще, Владимир Васильевич объясняет свою сдержанность по-человечески просто

: - Впереди еще столько работы. Боимся сглазить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter