От общего — к частному. И обратно

Фермера обвинили в незаконной рубке деревьев в своем парке
Фермера обвинили в незаконной рубке деревьев в своем парке

В акте, составленном сотрудниками Брестской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, каждому спиленному дереву дана детальная характеристика. Фотографии прилагаются.

— Мы не раз предупреждали Анатолия Шолопыко, что вырубка должна вестись в соответствии с законом, то есть с порубочным билетом, древесину нужно было оприходовать. Он этого не сделал. Недавно самовольно почистил и углубил пруд, вырубил несколько десятков деревьев, половина из которых — около метра в диаметре. Эти 17 кубов — качественная лесозаготовка, так называемая деловая древесина, — начальник природоохранного ведомства Петр Брыш не верит, что порубщик запросто вывез такое добро на свалку или пустил на дрова.

29 акаций, грабов, лип, кленов, черемух и ясеней экологи оценили в 17,6 миллиона рублей. На основании материалов проверки фермерского хозяйства «Панская усадьба» недавно возбуждено в отношении его хозяина Анатолия Шолопыко уголовное дело по статье «Незаконная порубка деревьев и кустарников».

«В начале XIX века усадьба Сычи принадлежала роду Высоцких, в конце XIX века перешла во владение богатого рода Федора Толочки, последним владельцем в конце 1930–х был род Сушко. Деревянный дом, построенный в начале прошлого века, сгорел в 1992 году. Пейзажный парк, где растут в основном деревья местных пород, сохранился частично. Взят на учет и находится под охраной государства», — так описывает в своей книге «Замкi, палацы, паркi Берасцейшчыны X — XX стагоддзяў» бывшую панскую усадьбу возле деревни Сычи секретарь комиссии по охране историко–культурного наследия при Брестском облисполкоме Леонид Нестерчук.

— А можно было отдавать в частное пользование памятник природы? — интересуюсь у Леонида Михайловича.

— По законодательству — да, к тому же парк не настолько ценен.

— Тогда хозяин может делать все, что захочет, раз это его собственность?

— Это памятник природы, и новый владелец должен знать: без ведома природоохранной службы он даже куст не может вырубить!

...Карты врут, потому плутаю, не туда сворачиваю, жалея потерянное время и сердясь на себя же за глупый принцип не брать в служебных командировках проводника из местных, но все–таки нахожу парк возле деревни Сычи. Торможу на обочине заасфальтированной дороги. Охрана парка, государственная и частная, — это, видимо, закрытый металлической цепью въезд. Жаль, нет надписи «Частная собственность. Въезд и вход запрещен!». Дальше иду пешком. Парк красивый, с прудом посредине. Водоем почищенный, углубленный, и это видно по высоким насыпям желтого песка вдоль берегов. Замечаю дубки, посаженные под интересными только в цвету акациями. Было раннее утро, и по росе в босоножках на каблуках я сумела найти только пару пеньков...

— Я вывез отсюда 24 машины мусора, — отчаявшийся Анатолий Шолопыко решился говорить со мной только по телефону. — На меня «повесили» все вырубленные деревья. Почему раньше не смотрели, когда усадьба сгорела, когда все здесь замусорили, когда деревья пилили? Я вырубил аварийные, почистил пруд, а теперь мне запретили любые работы. Пусть опять все приходит в запустение?

В голосе — обида...

Фермер рассказал, что когда–то в старом панском здании была школа, в которую и он ходил. Историю парка знает, поэтому с Леонидом Нестерчуком не согласен: «Последним владельцем был пан Сухоцкий, а некоего Толочко здесь никто не знал».

У нового хозяина 48 гектаров земли: 6,9 гектара — это парк, остальное — территория вокруг него. Видно и мне, несведущей, что земля у него не самая лучшая. В нынешнем году Шолопыко засеял часть своих угодий зерновыми, а на остальных, в парке то есть, принялся наводить порядок. Родилась идея сделать здесь место отдыха, но экологи обезоружили.

— Не знаю, не знаю... Райисполком решил, — разводит руками председатель Мотыкальского сельсовета Анатолий Пригара, у которого интересуюсь, зачем фермеру отдали памятник природы. Анатолий Николаевич придерживается нейтральной позиции, а вот деревенские разделились на два лагеря — одни злорадствуют, но большинство все же сочувствует Шолопыко. Толковый, говорят, мужик, работящий...

На днях фермера приглашали в райисполком и объяснили, что для ведения работ на территории парка нужен проект.

— Когда с Шолопыко заключался договор о землепользовании, в одном из пунктов говорилось, что ничего в парке без согласования с нами и горрайинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды он делать не вправе. Фермер нарушил договор, и мы поставили условие: или он готовит проект, все должным образом оформляет, или же мы изымаем землю. Анатолий Шолопыко согласился подготовить необходимую документацию, сделать все по закону, — рассказал мне заместитель председателя Брестского райисполкома, председатель комиссии по земельным вопросам Виктор Лукашевич.

Прежде всего землепользователю придется возместить ущерб, нанесенный незаконными вырубкой и чисткой водоема, пусть даже он находится в его собственности. Суд по уголовному делу еще впереди...

Может ли нечто подобное повториться в другом месте? Вполне. В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды мне рассказали, что передача охраняемого природного объекта в частные руки в пожизненное пользование да еще с правом наследования — явление пока нечастое, но случай не первый и не последний. Таких парков, как в Сычах, — не особо ценных, потому заброшенных, нуждающихся в уходе, немало. Главное условие: охранять и знать, что даже самовольная прокладка новой тропинки чревата серьезным штрафом...

Компетентное мнение

Виталий Коренчук, начальник отдела заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Если памятник природы охраняется на республиканском уровне, то он решением министерства передается в оперативное управление местным органам власти, а они вправе передать его землепользователю. Если объект охраняется на местном уровне, как в случае с парком Сычи, то решение принимают местные власти без нашего участия. Землепользователь получает паспорт объекта и охранное обязательство, по которому обязан следить за соблюдением режима охраны и использования памятника природы, содержать его в надлежащем состоянии. Не исключаю, что фермер наводил порядок в парке из хороших побуждений. И разрешение на работы он вполне мог получить, если бы следовал букве закона.

Кстати

В соответствии с новым Кодексом об административных правонарушениях в копеечку теперь выльются и незаконные порубки в лесах. Так, прокуратурой Лунинецкого района в нынешнем году оштрафован местный житель, втайне сваливший 176 деревьев. Ему пришлось заплатить штраф 1,25 миллиона рублей. Уж больно дорогие получились дровишки...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter