Ольшевский: Россия ориентируется на уход от иностранной валюты в расчетах на территории ЕАЭС

От Москвы до самых до окраин

Традиционно на финише года уходящего новую динамику приобретают процессы заключения договоров на поставки продукции в Россию на год грядущий. Осуждаются и утверждаются объемы, суммы, пожелания сторон. Естественно, наши заводы и компании надеются, что високосный год принесет удачу благодаря договоренностям, которых удалось достичь на высшем уровне. Пока же, судя по статистике не все гладко. По данным Белстата, за 10 месяцев с начала года взаимный товарооборот упал на 27 процентов и составил 22,9 млрд долларов.


Справедливости ради надо сказать, что в пересчете на российские рубли  он заметно вырос. Но денежные результаты в нашей стране принято «подбивать» в условных единицах, они-то и показывают падение. Примечательно, что многие контракты, заключаемые с соседями, сегодня предполагают расчет в российских рублях, иногда – в белорусских. Генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества, член Российско-Белорусского делового совета Александр Ольшевский пояснил:

— Россия ориентируется на уход от иностранной валюты в расчетах на территории ЕАЭС. Между тем есть ниши, где расчет идет только в рублях, например, при госзакупках. 

Кстати, Ольшевского перспективы работы наших предприятий в России на следующий год радуют. Мол, прирастем в разы и даже на порядок. А вот чем измерять будем — тоннами, рублями или долларами – эксперт не уточнил. Судя по планам, озвученным на вчерашней пресс-конференции в Минске, где собрались в том числе и экспортеры, брать будем в первую очередь объемами. Тем более что ситуация с продовольственным эмбарго и ограничением поставок товаров из Украины играет нам на руку. Вследствие этого, по оценкам Ольшевского, мы можем претендовать на 80 процентов рынка плодоовощных консервов, соков, пюре, детского питания, на 30 процентов кондитерского, вытеснять через госзакупки китайских и среднеазиатских производителей сушеных овощей и пищевых смесей для силовых структур, овощей для школ, сувениров, спецодежды, принадлежностей для гостиничного бизнеса. А вот часть эконом-сегмента, говорят эксперты, мы потеряли, «поскольку белорусская система контроля качества не позволяет произвести недорогой продукт за счет ухудшения его свойств, чтобы он проходил по цене». Удивительно, но факт: наша «фишка» — сухое молоко – теряет покупателей. То же качество, но за меньшие деньги начали предлагать киргизы. Пока наша кондитерка пережидала стабилизации валютного курса, их место заняли казахи, а производителей солений и маринадов потеснили армяне. 

Но есть и положительные моменты. Во второй половине года наши производители смогли найти себя в ценовом сегменте выше среднего и премиум-сегменте. Причем, судя по отзывам российских потребителей, идет не просто замещение европейских продуктов – они все чаще превосходят их по качеству. Например, «Гроднохлебпром» поставляет соседям замороженный хлеб, а также хлеба, испеченные по старинным рецептам. Особенно полюбился россиянам заварной хлеб со шпиком внутри. А Слуцкий уксусный завод отправляет в Россию три вида бальзамического уксуса – даже итальянцы признали успех нашей новинки. Или вот еще один пример — УП «Иловское» выпустило кальвадос (выдержанный яблочный бренди), который делают здесь с середины 19 века. 

Чтобы облегчить жизнь производителям, которые в голове должны держать и показатели работы, и искать рынки сбыта, и ломать голову над доставкой, и отслеживать платежи, в России стали открываться дистрибьюторские центры нашей продукции. Они берут на себя ответственность за проверку партнеров, логистику, правовую сторону сотрудничества, риски взаиморасчетов. Один из последних – консолидированный дистрибьюторский центр в главным офисом Новосибирске. Он был создан, потому что в Сибири, в восточной части России практически не представлен наш товар, хотя взаимный интерес в этом есть.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter