Угонам поставили заслон
После контрактной службы в должности начальника караула Валентин Коноплицкий решил переехать в Гомель. Сменить столицу на областной центр понадобилось ради возможности быть ближе к пожилым родителям.— С 1 января 2003-го меня приняли в батальон дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Гомельского облисполкома. Сначала был инспектором, потом заместителем командира взвода, затем заместителем начальника межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска, а три года назад возглавил «Молнию».
— В этом году спецподразделению исполнилось 25 лет, с чего началась его история?
— Угонами автомобилей в лихие 90-е никого нельзя было удивить. Машины воровали, потом возвращали владельцам за определенную плату. Это был настоящий криминальный бизнес. Такая ситуация стала одной из причин создания в 1997-м нашего спецподразделения. Кроме того, в обязанности ведомства входил поиск виновников ДТП, скрывшихся с мест их совершения.
— Можно немного сравнительной статистики?
— В 2015-м, например, за девять месяцев в Гомельской области было совершено 67 дорожно-транспортных происшествий, водители которых уехали с места аварии. Причем 12 ДТП были со смертельным исходом. За такой же период этого года места происшествий покинули 12 водителей. Это говорит в том числе и о повышении культуры вождения. К тому же областной и районные центры оснащены камерами видеонаблюдения — это тоже способствует дисциплинированности участников дорожного движения и более быстрому выявлению виновников ДТП. На сегодняшний день в розыске нет ни одного водителя, по вине которого произошла авария со смертельным исходом или ее участники получили травмы.
— Можете вспомнить происшествие, особенно вам запомнившееся?
— Таких много в моей практике, но есть настоящие детективные истории. Однажды поступил звонок из дежурной части ГАИ: на территории Гомельской области на трассе М-8 обнаружено тело молодого человека со следами наезда автомобиля. На месте трагедии мы нашли лишь несколько отколотых кусочков пластмассы. По этим фрагментам установили, что они принадлежат автобусу, который двигался в сторону Украины. По камерам видеонаблюдения стали отслеживать весь схожий транспорт в радиусе сотен километров. На четвертые или пятые бессонные сутки мы узнали, что виновник происшествия находится в Одессе. Уже на следующий день он был вызван в Гомель для дачи показаний. Водитель признался, что не ожидал разоблачения своего преступления. Искренне полагал, что после пересечения границы его не смогут найти.
Мечты, которые сбываются
— Какие задачи стоят перед вами вне службы?— У меня крепкая семья: любимые жена и две дочери, Диана и Каролина. Поэтому и задачи житейские — чтобы мои дети выросли хорошими и порядочными людьми.
— Среди ваших родственников кто-то имеет отношение к военной службе?
— У меня три родных брата, двое из них до пенсии служили в районных отделах внутренних дел. Кстати, наш отец работал водителем в колхозе и я все детство и юность мечтал быть механиком, отсюда и специальность по первому образованию.
Засада на полтора часа
— Что самое злободневное сегодня в вашей службе?— Однозначно это борьба с пьяными водителями, потому что именно по их вине часто гибнут или травмируются люди. Причем за руль в состоянии алкогольного опьянения садятся как мужчины, так и женщины. Последний выявленный случай, где водителем была пьяная дама, был в начале лета. Нам сообщили, что рядом с населенным пунктом Гомельского района стоит автомобиль, водитель и пассажиры которого распивают спиртные напитки. Пришлось устроить небольшую засаду, ожидание заняло около полутора часов. В итоге мы перехватили опасный экипаж: за рулем находилась женщина, в салоне — ее шестилетний сын и нетрезвые взрослые люди. Кстати, сигнал об остановке водитель проигнорировала и пыталась скрыться.
— Как вы считаете, ответственность за нетрезвое вождение в Беларуси ужесточена до максимума?
— Думаю, нет. Сейчас за данное нарушение предусмотрено наказание — лишение права управления транспортным средством на пять лет и штраф в размере 200 базовых величин. Я бы добавил и конфискацию автомобиля. Для примера: у рыболова-браконьера забирают и снасть, и незаконный улов. Так же нужно делать и с автовладельцами, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Сейчас такая мера применяется только в том случае, если водителя задержали за аналогичное нарушение повторно в течение года.
ДОСЬЕ «НГ»
Валентину Коноплицкому 46 лет, родом он из маленькой деревни Грушевка Наровлянского района. После окончания школы поступил в Полесский совхоз-техникум (сейчас это Полесский аграрный колледж), обучался специальности «техник-механик». Был призван в специальную милицейскую бригаду в Минске, затем остался еще на пять лет контрактной службы в должности начальника караула, занимался перевозкой спецконтингента — преступников, приговоренных к пожизненному заключению или высшей мере наказания.
БЛИЦОПРОС
— Как вы любите проводить свободное время?
— В деревне на даче. Это и труд, и отдых, и смена деятельности. А главное, возможность быть вместе с семьей.
— Так вы и аграрий. А есть в этом направлении какая-нибудь амбициозная мечта?
— Хочу на одном дереве вырастить 12 сортов яблок. Сейчас пока три, но я только учусь! А еще мы в грибной сезон почти каждые выходные ходим в лес. Дочки очень любят собирать грибы — в 6 утра они уже готовы, будить два раза не нужно.
— У вас есть любимый фильм?
— Да, «Ликвидация» с Владимиром Машковым в главной роли, в основе сюжета — борьба Советской власти с преступностью в послевоенное время. Пересмотрел его, наверное, раз 20.
— А любимое блюдо можете назвать?
— Все просто — драники! Причем не только ем их с аппетитом, но и готовлю с удовольствием.
severyanova@sb.by