От мейнстрима до экстрима

Конкурсные и дополнительные программы XXII фестиваля “Лістапад” оставили противоречивые чувства. Иногда путь героев от надежды к безысходности и обратно казался совсем непреодолимым
Конкурсные и дополнительные программы XXII фестиваля “Лістапад” оставили противоречивые чувства. Иногда путь героев от надежды к безысходности и обратно казался совсем непреодолимым.

Нервный тон задала, наверное, главная гостья фестиваля Фанни Ардан и снятая ею мелодрама “Навязчивые ритмы”. Фильм получился уж чересчур импрессионистским, сумбурным. Разобраться во внутренних переживаниях героев довольно сложно. Главная героиня в исполнении Азии Ардженто — девица Марго, музыкант тонкой душевной организации, — отказывается от музыкальной карьеры в пользу своего возлюбленного Фурио, а тот не проявляет должного участия к ней. Он больше занят реставрацией старинного замка. Не вносят ясности в происходящее ни священник в исполнении Жерара Депардье, ни знаменитый актер Франко Неро в роли друга героини.

Дебютная картина российского режиссера Натальи Кудряшовой “Пионеры-герои”, спродюсированная Сергеем Сельяновым и представленная в конкурсе “Молодость на марше”, — о сегодняшней жизни. О поколении 35-летних, чье детство и юность пришлись на агонию Советского Союза, а зрелость — на новое время постсоветского капитализма. Это драматический рассказ о травме поколения, в котором тем не менее находится место и горькой иронии, и метафорам, и сухой отстраненной демонстрации нынешних “примет времени” — выхолощенных офисов, никому не нужных корпоративных праздников, холодного образа большого города. Доверительный тон режиссера подкупает, точные актерские работы Дарьи Мороз, Алексея Митина, Юрия Кузнецова, актрисы Купаловского театра Тамары Мироновой радуют разнообразием. Сама режиссер Наталья Кудряшова исполнила одну из главных ролей, может быть, самую сложную: ее героиня страдает приступами панической атаки в людской сутолоке и общественном транспорте и ничего не может с этим поделать.

Драма “Человек в стене” израильского режиссера Евгения Румана (кстати, родившегося в Минске) разворачивается в камерном пространстве одной квартиры в течение одной ночи. Главная героиня — молодая женщина Шир — ищет пропавшего мужа Рами. Однако то, что начиналось как психологический триллер, заканчивается вполне бытовой и предсказуемой развязкой.

Победитель программы Каннского кинофестиваля “Особый взгляд” фильм “Бараны” Гримюра Хауконарсона, представленный в этом году на премию “Оскар” от Исландии, вобрал в себя все штампы скандинавского кино. Немногословные главные герои, аскетичный северный пейзаж, минимум эмоций. Интересен он может быть только в том случае, если вас действительно волнуют проблемы овцеводства в Исландии.

Черную комедию “Страна Оз”, участвовавшую в основном конкурсе в Минске, представила творческая группа во главе с режиссером Василием Сигаревым и его супругой актрисой Яной Трояновой. Казалось бы, черное зазеркалье современной России, придуманное Сигаревым, должно пугать и отталкивать, но на самом деле лишь слегка щекочет нервы. Рассказ вроде бы из рубрики “Про уродов и людей”, однако до балабановских высот Сигареву еще ой как далеко. На избыток ненормативной лексики в какой-то момент просто перестаешь реагировать. Ближе к финалу главенствующей становится тема дефекации. Звезды Гоша Куценко, Евгений Цыганов, Владимир Симонов, Инна Чурикова, Александр Баширов, как могут, обживают сконструированное пространство. Честно скажу, себя к поклонникам Сигарева и до этого не относил. Но за все смешанные чувства низкий поклон “Лістападу”.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter