От лилипута до великана

В Минске после девятилетнего перерыва прошел V Международный фестиваль театров кукол

Кот Базилио в обтрепанной шубейке возле Белорусского государственного театра кукол хватал за плечо прохожих и приглашал на открытие фестиваля. На сцене Национального академического театра имени Янки Купалы 15 минут гремела дискотека и вместе с питерскими артистами танцевали зрители.

Так проходил V Международный фестиваль театров кукол после девятилетнего перерыва. Маленькое кукольное братство собирается  часто, но все не в Минске, хотя наши режиссеры нарасхват за пределами Беларуси, а кукольные эксперименты вызывают интерес у самой элитарной публики. Вот и в эти дни три театральные площадки были переполнены.

Фестиваль без жюри и раздачи наград решил собрать все самое интересное из Европы и просто устроить праздник кукол в связи с юбилеем нашего театра. В столицу приехало много старых знакомых, кто верно служит кукле десятилетиями. Седые головы немножко озадачивали юных зрителей, но откуда им знать, что в кукольном деле наработанный опыт значит очень много.

Поиски контакта со зрителями всегда отличают кукольные спектакли. Это и проходы через зал, живая музыка со сцены, обращения с вопросами к публике, приглашение поучаствовать в представлении. Все это было и сейчас. Артисты русского Инженерного театра из Санкт-Петербурга в финале спектакля откупорили бутылки вина и предложили желающим пообщаться возле своих хитрых предметов декорации. Все это напоминало вещи с блошиного рынка плюс цирковые фокусы и чудеса пиротехники. Бдительные пожарники стояли наготове с огнетушителями за сценой. Но кроме хитроумных инстоляций и спецэффектов спектакль «Фауст в кубе»  доступным языком передал опасность продажи человеческой души дьяволу. Классическая история, рассказанная немецким писателем Гете, была переложена на современный язык, особенно хорошо воспринимаемый молодежью.

А вот Кемеровский театр кукол вообще не вступал в видимый контакт со зрительным залом, целиком положившись на замечательную музыку норвежского композитора Эдварда Грига. «Пер Гюнт» был сыгран актерами из Сибири хоть и по сюжету пьесы Генрика Ибсена, но без слов, а исключительно пластикой. Огромная земля из человеческих тел образовала горы, хребты, пещеры, пирамиды, впадины. Все двигалось, жило, дышало, помогало и предостерегало. По этому созданному режиссером Дмитрием Вихрецким миру путешествовал в поисках счастья герой – маленькая куколка. Увлеченный, как и все, поисками новых средств художественной выразительности, этот театр показал один из самых ярких спектаклей фестиваля.

С песком, перышками и бумагой играли студенты из Клайпеды в спектакле «Море». Исследовала свое тело и лицо актриса из Штутгарта в спектакле «Сокровенное». Бельгийские артисты в своих «Крестоносцах» и вовсе обошлись без кукол. Театр «Ротто» из Англии лепил свой визуальный мультимедийный эксперимент с помощью экрана и куклы, превышающей рост человека. Припоздавший из Чехии театр «Кропска» тоже не слишком заботился о куклах. Он преподносил сценические сюрпризы через предметы. Это очень модно сегодня в практике западного театра кукол.

На этом фоне все наши пять коллективов выглядели достаточно традиционными. В этом параде белорусских театров кукол были проверенные временем работы, но не было задачи потрясти театральный кукольный мир сверхсовременными находками. Для этого нет у нас технических возможностей, но есть уверенность, что про куклу забывать никак нельзя. И они были главными у белорусских кукольников: мягкие и жесткие, податливые в руках и малоподвижные, вылитые из пластмассы и сшитые из тряпок, большие и крохотные. Подробнее о своих мы расскажем читателям «Рэспублiкi» позже. Они наши, и на них еще можно наглядеться, а вот гости уедут, увозя тепло белорусского гостеприимства и некоторую озадаченность фестивальными клубными спорами.

Официальной дискуссии не было, но ежедневно после всех спектаклей происходил горячий обмен мнениями о том, куда движется театральное искусство, какой театр нужен маленьким зрителям, чем будем удивлять. Наверное, это и есть настоящее сказочное путешествие за синей птицей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter