От лавки на дому к логистике времени

Колектив Кировского райпо отмечает вековой юбилей со дня создания первого сельпо

В эти дни колектив Кировского райпо Могилевского облпотребсоюза отмечает вековой юбилей со дня создания первого сельпо в деревне Добосне. Путь от лавки на дому к логистике времени оказался непростым, а порой и трагическим, когда на страну обрушились немецко-фашистские оккупанты. К примеру, из 57 торгово-производственных объектов 54 были полностью гитлеровцами уничтожены. Однако люди, стоявшие у руля потребительской кооперации страны, смогли поднять ее из руин, превратить в современную, самодостаточную и доступную для покупателей структуру. Только за прошедшую пятилетку в развитие кооперативной системы Кировщины инвестировано 3,5 миллиарда рублей.

Со знаменательной датой коллектив Кировского райпо поздравил председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов. Он отметил, что Кировская райпотребкооперация в структуре жизнеобеспечения местного населения имеет наиболее высокий удельный вес среди райпо Могилевщины и одна из первых в республике. У кооператоров района высокий авторитет и доверие среди покупателей, которые основываются на высоком уровне торгового и бытового обслуживания.

Вот что рассказала накануне векового юбилея организации председатель правления Кировского райпо Елена Демидович.

— Елена Валентиновна, сколь высок потенциал материальной базы Кировского райпо, чтобы двигаться дальше?

— По объемам торговли потребкооперация занимает самую большую долю в районе относительно предприятий других форм собственности, более 70 процентов. Это наиболее высокий удельный вес среди районов Могилевщины в системе облпотребсоюза. Мы в пятерке лидеров по уровню розничного товарооборота, а по реализации товаров на душу населения также занимаем ведущие места. Материально-техническая база позволяет нам наращивать заготовительный оборот и выдвинуться в системе облпотребсоюза в лидеры. Что касается производства товаров народного потребления, на протяжении ряда лет у нас было первое место по сумме произведенной продукции. Только в прошлом году мы уступили позиции Глусскому райпо, так как там построена современная линия заморозки дикорастущей продукции. Они привлекают сырье из других районов, мы также его поставляли туда на заморозку. На серьезной основе развивается общепит – на территории Кировщины работают 30 отраслевых предприятий, причем все они не используют дотации, а прирастают исключительно за счет доходов от обслуживания посетителей.

Кафе «Кировчанка» — значимый объект придорожного сервиса — находится на пересечении важных транспортных магистралей, ведущих в сторону нашей столицы и к западной границе Беларуси. Я как-то приехала в кафе и вижу, что там внимательно изучает производство наш областной санитарный врач. Представителям санстанции было просто страшно, как можно сохранить столько много продукции в товарном виде, безопасном для употребления. Они воочию убедились, что наши условия позволяют это сделать: отдельно созданы мойки для кухонной и столовой посуды, соблюдены все остальные нормы. Я понимаю, что опасения относительно качества продукции в объектах придорожного сервиса имели место — не хватало холодильного оборудования для напитков, сырья, так называемого «соседства» готовой продукции. В «Кировчанке» все эти вопросы решены на самом высоком уровне. Не случайно объем товарооборота в летние месяцы превышает здесь 100 миллионов рублей, а коллектив дорожит своей репутацией и рабочими местами. Уже обсуждался вопрос с «Белнефтехимом», чтобы возле «Кировчанки» построить автозаправку, тем более что там есть в ней необходимость. Мы в свою очередь готовы организовать рядом платную стоянку и возможно на высоком уровне будет решено построить при «Кировчанке» гостиничный комплекс. Дальнобойщики, да и другие водители могут остановиться на ночлег в таком удобном месте. Там ведь проезжают автомобили и из Молдовы, Украины и России, других республик. Конечно, на наших планах отрицательно сказалась возросшая процентная ставка по банковским кредитам, но мы не теряем надежды на осуществление такого проекта. В прошлом году во время командировки я ознакомилась в Прибалтике с работой объектов придорожного, ресторанного и гостиничного бизнеса. У нас после этого появилась масса задумок, которые мы также намерены воплотить в жизнь. Мы реконструировали придорожное кафе «Смажанка» в Кировске, рядом с трассой Бобруйск—Могилев. В итоге получилось достойное предприятие с хорошим ассортиментом блюд и высоким товарооборотом. Вот эти два кафе серьезно работают на развитие отрасли питания, при том, что в финансовом плане отрасль общепита сложноокупаемая. Общепит — не только видимая часть посадочных мест в кафе или ресторане, но это также и собственная продукция, которая поставляется в розничную торговую сеть. Это и пиццы, и блинчики замороженные, и широкий ассортимент кондитерских изделий. Мы представляем их на различных ярмарках: кондитерские изделия и хлебобулочные, кулинарные изделия, одних только круассанов и смажанок выпускаем около 10 видов. Кстати, наши смажанки славятся вкусом на всю округу. После реконструкции расширены торговые площади в магазине «Меркурий», там оборудован кафетерий с параллельной выпечкой кондитерских изделий, курицы-гриль, приготовлением вкусных коктейлей. Там установлена пароконвекционная печь, которая позволяет автоматически регулировать не только температуру, но и влажность выпекаемого хлеба, кондитерских изделий. В день 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Минске на ярмарке «Город мастеров» комбинат кооперативной промышленности Кировского райпо представлял свою продукцию, вкусовые качества которой там были высоко отмечены.

В стадии реконструкции производство плодоовощных консервов, которое находится на контроле Белкоопсоюза и Могилевского облисполкома как важный инвестиционный объект. Здесь будет внедрена современная упаковка продукции, в том числе в стеклотару с крышкой твист-офф. Уже ведутся восстановительные работы котельной как основы основ для организации нового производства. В Италии закупается оборудование для производства кетчупов и соусов томатной группы, соков в современной упаковке. Второй этап – реконструкция пока не функционирующего мясного цеха под производство опять же консервов. Предположительно, что до конца августа первый этап реконструкции будет завершен, и тогда мы наладим выпуск варенья и фруктового повидла. Надо заметить, что производство консервов – дело рентабельное, о чем свидетельствует поездка делегации Белкоопсоюза в северные районы России, где местные жители выстраиваются в очередь за нашей плодоовощной консервной продукцией.

— Председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, оценивая итоги прошлого года, отмечал опережающий рост бытовых услуг в системе Кировского райпо. Сколь перспективным является это направление?

— Райпо оказывает ныне более 20 видов услуг — от традиционных (убой скота, размол зерна, комплектование подарков) до парикмахерских. В прошлом году построили автомойку, кстати, единственную в районе. Услугами автомойки пользуются жители Кировска и района, сюда заворачивают многочисленные транзитные автомобили из других городов республики. Если в большом городе очередь на мойку автомобиля растягивается иногда более чем на час, то у нас здесь стоят две-три машины. Кстати, можно записаться и предварительно на оказание данной услуги, тем более что стоимость ее невысокая: с шампунем — около 9 тысяч рублей, с шампунем и воском — 11 тысяч рублей. Мы так рассчитали габариты помещения, чтобы на мойку заезжали и грузовые автомобили – помыть не только кузов, но и двигатель. Средства на строительство объекта взяли по линии центра занятости в качестве беспроцентного кредита на организацию новых рабочих мест. В магазин мебели мы приобрели оверлок для обметки ковров, паласов, тафтинговых ковров. Эти изделия реализуются метражом разной ширины, поэтому покупатели активно пользуются данным видом услуг. В городском парке работает павильон у фонтана, где для наших детишек напрокат выдаются игрушечные автомобили и роликовые коньки. Что касается парикмахерских услуг, то конкуренция здесь серьезная – есть парикмахерская КБО, две частные парикмахерские и наша — «Фантазия», у которой есть свои клиенты, делающие выбор в пользу полюбившихся им мастеров парикмахерского искусства.

— Елена Валентиновна, реализация прогрессивных идей вряд ли возможна без привлечения в потребкооперацию молодых специалистов. Как сделать так, чтобы работа в потребительской кооперации стала для них смыслом жизни?

— Вопрос непростой, но решаемый. Если обеспечить молодых специалистов надлежащими условиями работы, дать достойную зарплату, то они никогда не покинут отрасль потребкооперации. Мы, кроме всего прочего, закрепляем специалистов райпо за определенной торговой точкой: к примеру, бухгалтер ведет еще определенное предприятие общепита. Не преувеличу, если скажу, что без патриотизма здесь также не обойтись. Кстати, дети наших торговых работников, получившие направления на учебу, возвращаются обратно в родные места, остаются в потребкооперации. Люди со стороны зачастую у нас не приживаются: к примеру, полдня стажируются, а на следующий день из-за страха и нежелания уходят из системы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter