От Крещения — к просвещению

В Полоцке прошел крестный ход к 1025-летию Крещения Руси

Полоцк — отец белорусских городов, колыбель белорусской духовности. Именно здесь появился первый кафедральный православный собор Беларуси, всем известная София… Символично, что именно к ней от нынешнего кафедрального собора Полоцкой епархии — Богоявленского — направился крестный ход, предваривший торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси, на древней полоцкой земле.

У восточной стены Софийского собора, где первоначально находился православный алтарь, был отслужен благодарственный молебен Господу.

Говоря о начале празднования такого знаменательного события, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий напомнил слова из Евангелия: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее». Владыка отметил, что значение Крещения Руси и особенность православной веры в том, что мы имеем благодать Божию — силу, которая творит чудеса и содержит весь мир. И до тех пор, пока мы будем хранить эту веру, на святой земле Беларуси будут мир и благоденствие.

По словам председателя Новополоцкого горисполкома Натальи Кочановой, именно свет православия озаряет славные традиции предков, наполняя сердца современников благодарностью и любовью. Отметив, что в основе идеологии нашего государства — христианские ценности, приобщаясь к которым человек становится лучше, председатель Полоцкого райисполкома Николай Шевчук пожелал землякам умножать славу древнего города на Двине.

В тот день под сводами Софийского собора звучала прекрасная духовная музыка в исполнении хоровой капеллы Полоцкого педагогического колледжа. А на следующий в Полоцкой центральной библиотеке имени Ф. Скорины началась областная конференция «Православные традиции в духовно-просветительской работе библиотек».

...Как известно, Полоцк принял крещение сразу после Киева. В 992 году здесь была основана Полоцкая епархия, а о величии и могуществе Полоцкого княжества свидетельствовал грандиозный Софийский собор. Три храма Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке — сразу стали символом единства, братства и взаимопонимания великой, малой и белой Руси.

Рассказывая об общности славянских стран на примере духовного просвещения России, Беларуси и Украины, благочинный Россонского благочиния, руководитель отдела по миссионерской и противосектантской деятельности Полоцкой епархии протоиерей Александр Гордевич заметил, что именно в правление святого Владимира на Руси зарождается книжность. Языческая безграмотность остается в прошлом. Дети идут в школы. При православных храмах появляются библиотеки, насыщающие Божественной мудростью. Во все уделы князь Владимир посылает священников, заповедая «учити и крестити людей, и церкви ставити…».

Славу Полоцку как истоку духовности задолго до первопечатника Франциска Скорины положила подвижница — преподобная Евфросиния Полоцкая, пополнявшая библиотеку Софийского собора собственноручно переписанными книгами. Направляясь потом по велению ангела в Сельцо, она взяла, как говорится в акафисте, только свои книги и три малых хлеба. Впоследствии при основанном Спасском монастыре была создана библиотека и, вполне вероятно, книгопереписная мастерская.

— Что представляли собой древние первокниги, можно понять, рассматривая более поздние: Полоцкое Евангелие 12-го века и Слуцкое Евангелие 16-го века, точные копии которых воссозданы издательством Белорусского экзархата совместно с Национальной академией наук и Национальной библиотекой Беларуси, — говорит Алеся Ступакова, заместитель директора Полоцкой центральной библиотеки имени Ф. Скорины.

Заведующий отделом комплектования библиотечных фондов издательства Белорусского экзархата Михаил Мироненко презентовал Полоцкой сети публичных библиотек комплекты новых книг и рассказал о том, как с помощью технологий оцифровки в культурное пространство нашего Отечества возвращаются истинные литературные шедевры.

По словам директора ГУ «Витебская областная библиотека имени Ленина» Александра Сёмкина, многие библиотеки Витебщины проводят в эти дни духовно-просветительские мероприятия, посвященные 1025-летию Крещения Руси. А в некоторых православная тема — одно из определяющих направлений работы.

Так, в филиале № 3 Полоцкой библиотеки имени Я. Купалы по улице Мариненко,42 недавно открылся зал православной литературы, основные цели которого — духовно-нравственное просвещение и воспитание, формирование отношений в семье как основе общества, оказание методической помощи педагогам, организация бесед со священнослужителями и просмотров фильмов православной тематики, подготовка методических материалов, сценариев…

Рассказывая о ежемесячных встречах в гостиной «Под сенью духовности», библиотекарь Ольга Бакунович поделилась творческим опытом:

— Полоцкая тема дивным образом объединила имена святого князя Александра Невского, великого князя Константина Романова, преподобного Варсонофия — старца Оптинского, нашего современика иеромонаха Романа (Матюшина) и многих других известных людей, в жизни которых нераздельно слились православие, любовь к Отечеству и христианское служение. Разрабатывая темы встреч в нашей гостиной, мы нередко обращаемся за помощью в местный архив, в том числе и монастырский, а также в библиотеку Спасо-Евфросиниевского женского монастыря...

Представителям библиотечного дела Витебщины представилась возможность побывать в монастырской и приходской библиотеках. Подмечая общее — четкий порядок на стеллажах, тишину в зале, — гости с интересом рассматривали иконы, старопечатные издания и внимательно слушали рассказ экскурсовода инокини Ольги.

Оказывается, кроме книг научно-богословского и духовного содержания, наставлений подвижников благочестия и житий святых, здесь есть большой раздел «Беларусь в государственной, исторической и церковной жизни». Кроме того, много литературы по краеведению, археологии, церковному искусству. Есть произведения русской и зарубежной классики. Отдельный фонд — научная библиотека, полученная в дар от профессора Л. Алексеева, изучавшего полоцкие древности.

Свыше 17 тысяч экземпляров насчитывает сегодня монастырская библиотека. И есть среди них книга особенная, подготовленная сестрами обители к торжествам в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Называется книга «Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские торжества 1910 года». За нее на национальном конкурсе «Искусство книги-2012» Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь получил высшую награду в номинации «Духовность». А в 2013 году издания Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря «Христос — центр нашей любви» и «Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой», опубликованное в переложении с древнерусского языка, удостоились специального диплома жюри в номинации «Золотые скрижали» на национальном конкурсе «Искусство книги-2013».

Слушая рассказ о том, как возрождалась обитель, как Господь незримо помогал этому, являя чудеса, гости с восторгом рассматривали древние фрески на стенах храма, в котором сейчас ведут большую реставрационную работу белорусские и российские специалисты. А потом по каменным ступеням поднялись в келью преподобной Евфросинии, где стремившаяся к духовному подвигу инокиня умножала книжную мудрость и размышляла о вечном.

Фото: Таисия ЛЫСОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter