От Краснодара до Тираны

Вокруг футбольной «Кубани» сегодня по–курортному горячо...

Вокруг футбольной «Кубани» сегодня по–курортному горячо. Буквально позавчера СМИ облетела новость, что клуб выплатит черногорцу Николе Никезичу 256 тысяч долларов, а с сербом Сретеном Сретеновичем будет подписано «полюбовное» соглашение. Кроме того, на время расследования отстранены от своих должностей главные обвиняемые игроками — спортивный директор «Кубани» Сергей Доронченко и тренер Николай Хлыстунов. Кажется, нешуточный пожар, разгоревшийся на прошлой неделе, решено потихоньку затушить. Вкратце напомню, как все завязалось. Первым спортивную общественность взбудоражил Никезич, заявивший, что его пугали оружием и силой заставляли разорвать действующий контракт. Футболист написал письмо в ФИФА и УЕФА с просьбой разобраться в этой детективной истории. Вскоре вторым фронтом с Никезичем выступил другой бывший игрок клуба Сретенович, который тоже шокировал публику рассказом об угрозах. Ненавистники «Кубани» начали довольно потирать руки, предвкушая самые драконовские санкции, вплоть до исключения команды из премьер–лиги. Руководители клуба закрывать глаза на ставшую ребром проблему не стали (заговорили о клевете, происках конкурентов, кознях общего агента игроков) и инициировали расследование, обратившись в милицию, прокуратуру и комитет по этике РФС.


Ситуация сложная и неоднозначная. Чтобы хоть немного пролить на нее свет, я пообщался с нашим человеком в «Кубани» Максимом Жавнерчиком. Тем более что сама жизнь подбросила и другой, не менее важный повод поговорить с футболистом. Макс, постоянно выходящий в основе клуба, попал на карандаш к Бернду Штанге. И вчера вместе с другими игроками сборной улетел на сбор в Турцию, где национальная команда будет готовиться к субботнему поединку отборочного цикла чемпионата Европы–2012 с албанцами. Впрочем, начали разговор мы все–таки с клубных дел.


«Кубань» и ее особенности


— В различных СМИ широкий резонанс сейчас получило так называемое «дело Никезича». Как можешь прокомментировать заявление игрока о том, что его силой вынудили пойти на разрыв отношений с «Кубанью»?


— Принять чью–то сторону в этой запутанной истории я не могу. Очень сложно понять, кто тут прав, кто виноват. Тем более что лично я ничего не видел и не слышал. А высказывать оценки–предположения, не имея на то никаких оснований, по–моему, в данном случае не совсем корректно.


— Прошлый сезон вы провели вместе. Может, запомнились какие–то игровые моменты?


— В памяти чего–то этакого, особенного, не отложилось. Все–таки первый дивизион — не Лига чемпионов и не чемпионат мира. Никезич — неплохой футболист и нормальный адекватный парень. Ничего плохого о нем не скажу.


— Что думаешь по поводу временного отстранения от своих должностей Доронченко и Хлыстунова?


— Трудно судить. Мы готовились к игре второго тура в Томске. 20–го числа был сам матч, потом я прилетел в расположение сборной.


— Однако тебе должна быть хорошо известна вся кухня клуба. Как охарактеризуешь микроклимат, царящий в «Кубани»? Доводилось видеть какие–то шероховатости в отношениях руководства и игроков?


— Лично у меня никаких проблем никогда не возникало. В команде уже третий год. Никакого сабантуя и разборок у нас нет. Если кто–то хочет надломить наш боевой дух, то ничего путного из этого не выйдет. В «Кубани» подобрался отличный дружный коллектив, который способен добиваться хорошего результата. Это мы доказали в последней встрече премьер–лиги в Томске.


— Сейчас в российской элите две команды из Краснодара. Можно ли сказать, что они такие же непримиримые враги–конкуренты, как, например, ЦСКА и «Спартак» в Москве?


— «Краснодар» на поле для нас такой же соперник, как «Спартак» или «Локомотив». Но когда мы встречались в прошлом году, интерес со стороны болельщиков действительно зашкаливал. Хотя афиша вроде бы была не самая громкая. Играли две команды первого дивизиона. Люди болеют, переживают, но без излишнего фанатизма. Какой–то дикой вражды между поклонниками команд нет.


— Как разделяются симпатии краснодарской публики?


— «Краснодар» появился всего несколько лет назад. «Кубань» же существует с 1928 года. Понятно, что у клуба с богатой длинной историей преданных фанатов в разы больше. Правда, обычные любители футбола четкой черты между двумя этими клубами не проводят. Болельщик «Кубани» вполне может прийти на матч «Краснодара». И наоборот. Ведь увидеть в деле звездных исполнителей из «Зенита» или «Рубина» выпадает нечасто.


— В «Кубани» и «Краснодаре» тоже есть на кого посмотреть. Без серьезных финансовых вливаний не обходится...


— Покровители у нас разные. У «Краснодара» денежные дела курирует известный российский бизнесмен Сергей Галицкий. Он содержит основную команду, вкладывает немалые средства в развитие инфраструктуры. Что касается «Кубани»... Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев — президент клуба. Поэтому понятно, что какая–то часть финансирования идет из бюджета. Но наибольшая нагрузка все–таки ложится на владельца клуба Олега Мкртчяна, который контролирует 75 процентов акций. У него свой прибыльный бизнес в Украине.


— Помимо россиян, в «Кубани» играют ивуарийцы, румыны, представители других национальностей... Возникают ли из–за этого «интернационала» какие–то проблемы?


— Никаких трудностей у меня нет. Постоянно подтягиваю английский. К тому же язык футбола — интернациональный.


— А что можешь сказать по поводу Алексея Сквернюка? Почему ему не находится места в основном составе?


— Леша здоров, тренируется. Но почему он не выходит на поле, не знаю. Этот вопрос лучше задать не мне.


— Руководит «Кубанью» тоже иностранец. Как охарактеризуешь стиль работы Дана Петреску?


— Этот человек — настоящий профессионал, который не нуждается в долгом представлении. Он в самом деле болеет футболом и многого добился как игрок и как тренер. Да, можно сказать нас держат в ежовых рукавицах — такой дисциплины и организации я еще нигде не встречал. Но, по–моему, это не минус, а, наоборот, плюс. Во многом благодаря этому и берем.


— Существуют какие–то моменты, которые не по душе наставнику клуба?


— Разных строгих запретов–ограничений перед нами не ставят. Но главному тренеру, например, не очень нравится, когда футболисты во время тренировок слушают музыку в наушниках. Это, дескать, отвлекает и не позволяет концентрироваться.


Сборная и ее маршруты


— А что можешь сказать по поводу манеры руководства Бернда Штанге? Ведь сейчас на повестке дня — возобновление евроотбора...


— Мне мало довелось поработать с этим специалистом. Первый раз в сборной находился всего пару дней. Поэтому пока не могу делать какие–то выводы. Дай Бог, это не последний вызов под знамена национальной команды. Поэтому в будущем на эту тему мы еще пообщаемся.


— Как смотришь на то, чтобы в перспективе стать твердым игроком сборной?


— Думаю, у каждого футболиста есть такое желание. Надеюсь, что свое еще сыграю.


— Ты вызывался в расположение команды перед февральским спаррингом с Казахстаном, но участия в нем не принял. Что скажешь? Сильно переживал?


— Конечно, было разочарование. Все–таки та игра проходила в день моего рождения, и я надеялся провести на поле хотя бы несколько минут. Но это футбол. Не все зависит от игрока. Кого выпускать, а кого нет, решает главный тренер. У него свои задачи и взгляды. Тогда дебютировать не получилось, надеюсь, что это случится в игре с Албанией. По крайней мере, неплохой шанс есть.


— Как относишься к тому, что подготовку к матчу с албанцами решено проводить в Турции?


— Конечно, Анталья, несмотря на отличные условия, уже порядком приелась. Только перед этим сезоном «Кубань» провела там два сбора. Как по мне, то я был бы только «за», если бы мы остались в Минске и готовились здесь. Но этот вопрос не мне решать. Куда нам скажут, туда мы и полетим.


— Уехав в Россию, продолжаешь следить за состоянием футбольных дел на родине?


— Стараюсь быть в курсе всех новостей. Со многими ребятами, с которыми довелось поиграть в БАТЭ, связи не теряю. Когда узнал о травме Виталия Родионова, сильно расстроился. Пользуясь случаем, желаю ему скорейшего выздоровления.


— Правда, стоит сказать, что расставание с БАТЭ у тебя получилось не очень гладким. Там вышел целый скандал. Например, главный тренер Виктор Гончаренко в интервью говорил, что ты недорабатываешь на тренировках. Чувствуешь какую–то горечь по этому поводу?


— Обиды ни на кого не держу. Это уже история. Так сложились обстоятельства, что я оказался в «Кубани». Контракт с клубом рассчитан до конца следующего года. Считаю, переезд в Россию — это определенно шаг вперед, меня там все устраивает. Сыграть в матчах премьер–лиги — дорогого стоит. Но и в БАТЭ я тоже приобрел много бесценного опыта.


Кстати


Главный тренер сборной Албании Йосип Куже вызвал на отборочный матч чемпионата Европы–2012 с белорусами 20 футболистов: Вратари — Арьян Бекай (1975; «Эрмис», Кипр; 39 игр за сборную), Самир Уйкани (1988; «Новара», Италия; 4); защитники — Анди Лила (1986; «Тирана»; 12 игр/0 голов), Элвин Бекири (1980; «Хазар», Азербайджан; 47/0), Кристи Вангьели (1985; «Арис», Греция; 23/0), Анси Аголли (1982; «Карабах», Азербайджан; 20/2), Эндрит Врапи (1982; «Скендербеу»; 9/0), Адмир Тели (1981; «Карабах», Азербайджан; 4); полузащитники — Лорик Цана (1983; «Галатасарай», Турция; 46/1), Эрвин Булку (1981; «Хайдук», Хорватия, 29/0), Клодиан Дуро (1977; ЛАСК, Австрия; 72/6), Алтын Лала (1975; «Ганновер–96», Германия; 72/3), Гильман Лика (1987; «Тирана»; 4/0), Гьергь Музака (1984; «Скендербеу»; 5/1), Эмильяно Вила (1988; «Динамо», Тирана; 4/1), Эрвин Скела (1976; «Арка», Польша; 71/13), Яхмир Хика (1988; «Тирана»; 18/1); нападающие — Хамди Салихи (1984; «Рапид», Австрия; 25/7), Эрьон Богдани (1977; «Чезена», Италия; 60/12), Элис Бакай (1987; «Динамо», Румыния; 7/0).


Как отмечает «Прессбол», в составе албанцев отсутствуют два ведущих защитника — травмированный Дебатик Цурри из турецкого «Генчлербирлиги» и дисквалифицированный Арменд Даллку из украинской «Ворсклы». Это вынудило Куже вернуть в команду после длительного перерыва футболиста азербайджанского «Хазара» Элвина Бекири. Не сыграет с белорусами и травмированный форвард Эдмонд Капллани, выступающий за немецкий «Падерборн».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter