От “коммунального” до “сезонного”, или Игры взрослых мальчиков и девочек

Что представляют собою современные семьи? Проведите простой эксперимент — спросите кого-нибудь, какие ассоциации вызывает у него слово “семья”. Этот ряд обязательно начнется со слова “любовь”, а дальше в разной последовательности прозвучат “общий дом”, “совместное хозяйство”, “воспитание детей”. Так скажут старик и юноша, мужчина и женщина, богатый и нищий, ученый и рабочий, холостяк и семьянин, счастливый и неудачник. Хотя все они знают, что не всегда муж и жена живут вместе, имеют детей и что не только любовь лежит в основе создания семьи.

По данным социологических исследований, в большинстве стран, кроме стран исламского мира, семейные отношения принимают все более необычные формы. В погоне за мечтой об идеальном браке люди пытаются изобрести оптимальную модель семейной жизни, отвечающую как исконным потребностям, так и новым тенденциям.

В современной цивилизации существует несколько вариантов семейного союза, из которых всегда можно выбрать тот, который вам наиболее близок.

Традиционный брак: привычная форма семьи, включающая регистрацию, совместное проживание, общее хозяйство, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений. Аналогично выглядит и церковный брак, с той лишь разницей, что не влечет за собой юридических последствий, так как по нашему законодательству браком признается лишь союз, зарегистрированный в органах загса.

“Гражданский”, или пробный, брак. Гражданский брак — не такое уж новшество, только вот смысл этого понятия раньше был несколько другим. Его “придумали” еще в XVI веке в Голландии — влюбленные, принадлежащие к разным верам, не могли венчаться в церкви, и власти пошли на то, чтобы оформлять такие союзы в мэрии. Именно такой брак и назывался гражданским. А теперь под гражданским браком понимается добровольное совместное проживание и ведение общего хозяйства двумя людьми без каких бы то ни было взаимных обязательств — полюбовно сошлись, полюбовно живут, полюбовно могут разойтись. Как правило, партнеры планируют “проверить свои чувства” суровыми буднями или же считают, что посвящать государство в свою личную жизнь вовсе не обязательно.

Один из главных доводов в пользу такого брака — это стремление его участников к свободе и независимости. Никто никому ничего не должен. Никто никому ничем не обязан. И есть соблазн продолжить: никто никому не нужен.

Сторонники “гражданского” брака очень любят рассуждать о свободе во взаимоотношениях. Но что это за свобода? Свобода от ответственности перед близким человеком или свобода для построения новых взаимоотношений?

Часто в таком браке свобода предоставляется лишь одной из сторон, и в подавляющем большинстве случаев — мужчине. А женщина в надежде удержать любимого соглашается на совместное проживание без каких-либо условий и обязательств и начинает ждать. Ждать, когда любимый захочет узаконить отношения с ней, уверяя при этом окружающих, что дорожит своей свободой и независимостью.

Всем известно: женщина в “гражданском браке” считает себя замужней, а мужчина — холостым... Да и окружающие редко воспринимают узы “гражданского брака” всерьез. Работодателей, например, не интересует информация о вашем “гражданском” муже. Если вы официально не состоите в браке, вас будут воспринимать, как незамужнюю женщину, личная жизнь которой пока не устроена, а это часто является отнюдь не плюсом в глазах шефа.

Кроме того, мне не раз приходилось слышать от пациенток, пытающихся отбить мужей у “гражданских” жен, что муки совести их в данном случае не терзают, поскольку “гражданский” брак — не семья и разбивать тут нечего...

Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечении которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же продлить союз еще на какой-то период времени. Может быть способом преодоления кризиса семейных отношений в традиционном браке или заключенным на определенное время пробным браком.

Коммунальный брак (“шведская семья”): семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. Они связаны не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, то они воспитываются всеми членами “коммуны”, которые руководствуются идеей, — чем больше мужчин и женщин перед глазами ребенка, тем больше у него возможностей познавать разнообразие мира. В нашей культуре встречается крайне редко.

Открытый брак: традиционная семья, в которой супруги допускают увлечения и связи на стороне. Сторонники открытого брака утверждают, что у такого образа жизни масса плюсов. Что прогулка “налево” освежает взаимоотношения. Что многим мужьям нравится, когда их благоверная привлекает других мужчин: мол, стремление обладать объектом вожделения собратьев — древний мужской инстинкт. Что для ощущения собственной неотразимости и мужчине и женщине необходимо большое количество сексуальных побед. Как бы ни был заманчив открытый брак, у него есть и достаточное количество минусов. Но подводные камни этого брака часто бывают не видны его сторонникам, ведь ловушки здесь расставлены не только на уровне сексуальных взаимоотношений между людьми.

Стремление к открытому браку в большинстве случаев — следствие психологической и сексуальной незрелости человека. Часто он предлагается там, где супруги изначально были друг другу чужими или давно разошлись психологически. У них нет никакого желания налаживать взаимоотношения между собой: проще решать свои проблемы каждому отдельно. Честно говоря, в таком случае нужен не открытый брак, а обычный развод. Но быть разведенным нравится не каждому, а порой это еще и юридически невыгодно. Тогда чтобы не вредить карьере или не терять жилплощадь, супруги живут каждый своей жизнью, не оформляя развода. И называют это открытым браком... Когда супруги изначально договариваются об “открытости” брака, на поверку такой союз чаще всего “открывается” только с одной стороны. То есть свободную сексуальную жизнь ведет только один из супругов. А вторая половина, подчиняясь “прогрессивной идее свободы”, такой свободой не пользуется — потребности нет.

За открытый брак часто ратуют те люди, которые не уверены в себе, особенно в своей привлекательности. И думают, что их половина все равно рано или поздно им изменит. Так пусть она (он) сделает это по позволению, а потом, лучше самому изменить первым, чтобы не было так обидно...

Такой союз весьма небезопасен и в плане венерических болезней и внебрачных детей. Беременность, угрозы, шантаж, развод. А так все хорошо начиналось!

Гостевой (экстерриториальный) брак: пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, вместе ужинают в кафе, проводят супружескую ночь, иногда живут вместе, но общего хозяйства не ведут. Ходят в гости друг к другу, временами проводят вместе отпуск. Все остальное время каждый из них свободен от семейных обязанностей и живет своей жизнью. Среди преимуществ гостевого брака можно выделить долгое сохранение свежести отношений, преодоление бытовой несовместимости, большее количество свободного времени для себя, возможность решения многих вопросов единолично, без учета мнения второго супруга. Среди недостатков обычно называется отсутствие уютных семейных вечеров, незабитые гвозди, недостаток взаимной помощи и поддержки, а главное — то, как воспитываются в подобных браках дети. На практике детей, родившихся в гостевых браках, растит мама, и на ее плечи ложатся абсолютно все те же заботы, что и в обычной семье. Но — без каждодневного присутствия в жизни ребенка папы, который — захочет — придет в гости с пирожными, куклами или машинками, а не захочет — проведет веселый вечер в компании столь же беззаботных друзей или подруг. И повлиять на эту ситуацию практически невозможно — вы же так договорились!

На самом деле проблема не в том, перекрывают ли плюсы минусы, а в том, что эта модель “работает” исключительно в благоприятных социальных и экономических условиях. На первом месте в гостевом браке стоят не чувства, а комфортность для обоих супругов. Подобный формат чаще встречается в подвижных социальных слоях, таких, как, например, культурная богема. Иными словами, все эти “союзы двух свободных людей” рассчитаны на физически здоровых, материально обеспеченных и социально успешных людей. Но как только жизнь ставит перед таким союзом мало-мальски серьезное испытание, к примеру, не очень тяжелую, но длительную болезнь или материальные трудности одного из партнеров, гостевой брак, как правило, заканчивается.

Подобный подход в корне противоречит христианскому, традиционному принципу брака: “в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности...”, когда двух людей соединяют тысячи незримых нитей — от чувства долга до жалости, от общих жизненных целей до ответственности перед ближними и дальними. Не стоит иронизировать — мол, и в “законном” браке муж не так уж редко бросает заболевшую жену, а жена — разорившегося мужа. Традиционный брак тоже весьма уязвим, но в силу того, что его модель работает уже две тысячи лет, он обладает  колоссальным ресурсом и способностью к самосохранению за счет опыта многих поколений.

На сегодняшний день традиционный брак — реальность, а другие формы брачного союза в том виде, в котором мы их наблюдаем, чаще весьма иллюзорны: они дают иллюзию единения, иллюзию отношений, иллюзию того, что “у меня кто-то есть”. Это своеобразная  игра в брак, одна из многочисленных игр для взрослых, которые пока не готовы принять на себя ответственность и решиться на серьезный шаг — создание  полноценной семьи.

Взрослый человек вправе тратить свое время на игры — в конце концов, это его выбор. Важно не впадать в детство и не путать игру с реальной жизнью, а главное — вовремя повзрослеть.

Каждая семья подобна айсбергу. Окружающие люди, не зная всех тонкостей семейной жизни, видят только малую его надводную часть. Чувства, желания, потребности, намерения, мысли членов семьи заслонены от всех событиями повседневной жизни, привычными словами и действиями. В любой семье есть некая загадка, что-то такое, что трудно разглядеть, не вникнув глубоко в сущность человеческих отношений, скрытую от посторонних глаз. Проявления чувства долга, интимности, независимости, доверия, навыки общения у людей, считающих себя семьей, в каждом случае особые. Поэтому и семьи бывают разные.

Во все времена браки заключались на небесах и/или на бумаге, а семьи и были и есть большие и маленькие, полные и неполные, богатые и малоимущие, многодетные и бездетные, зрелые и молодые, гармоничные и проблемные. Еще в XVI веке один мудрый француз сделал в какой-то степени парадоксальный вывод: большинство семей несчастливы, а семья все-таки существует — вот, значит, какая полезная и необходимая это вещь!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter