Стратегические цели и перспективы развития мясной отрасли страны

От колбасного батона до белорусского хамона

Тренд последних пяти лет: отечественные мясокомбинаты производят все больше готовой продукции, осваивая новые направления

Хлеб, мясо, молоко, овощи, растущие в нашем климате фрукты на столе по максимуму должны быть отечественного производства. То есть свое, белорусское, и еще раз свое, подчеркнул Президент в августе прошлого года на совещании по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией. И заглянув сегодня на прилавки магазинов, понимаешь, что по приоритетным позициям так оно и есть. Молока производим и перерабатываем намного больше, чем готовы потребить сами, наращиваем экспортные поставки.

Что же касается мяса и мясной продукции всех групп, то, по информации Минсельхозпрода, удельный вес продаж отечественного производства — 99,8 процента, при этом по колбасам, мясным полуфабрикатам, консервам уже вышли на все сто. Безусловно, немаловажную роль в этом играет проводимая повсеместно модернизация и техперевооружение производств, внедрение в работу перспективных новаций, разработка новых рецептур. И останавливаться на достигнутом переработчики не намерены. Какие новые тенденции прослеживаются сегодня, насколько они успешны? Ответ на эти и многие другие вопросы корреспондент «СГ» узнавала на прошедшем недавно VII Международном форуме «Беларусь мясная».

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Начальник управления мясной и молочной промышленности Минсельхозпрода Павел Янов, отмечая стратегические цели и перспективы развития мясной отрасли Беларуси, подчеркнул, что сегодня важно учитывать два важных направления. Первое — предприятия нацелены переработать по максимуму имеющееся сырье, так как реализация готового продукта дает бонус в виде увеличения добавленной стоимости, и второе — уделить особое внимание получению сопутствующей продукции, в частности, эндокринно-ферментного, кожевенного сырья.

В списке крупнейших мясокомбинатов Беларуси — около 20 предприятий, продукция которых хорошо известна не только в стране, но и за ее пределами. С учетом частных компаний и агропредприятий, занимающихся переработкой мяса, суммарное количество возрастает многократно, а ассортимент достигает тысячи наименований. В среднем ежедневно выпускается до 300 видов колбас, 200 — полуфабрикатов и около 80 — мясных консервов. При этом специалисты подчеркивают, что до 45 процентов из общего списка, как правило, ежегодно обновляется с учетом конъюнктуры рынка, запросов потребителей.

Павел ЯНОВ.
— Последние пять лет наблюдаем устойчивую динамику роста производства готовой продукции, — продолжает Павел Владимирович. — Только за последние два года темп роста объемов производства колбасных изделий превысил 105 процентов. И это в среднем по стране. По готовым и консервированным изделиям из мяса цифры еще выше (в 2021-м — 111,3 процента, в 2022-м — 104,2). Только за прошлый год изготовили 298,5 тысячи тонн колбасы и 377,1 тысячи тонн готовых и консервированных продуктов. Это позволяет обеспечить потребность внутреннего рынка в полном объеме, помимо этого расширять географию экспортных поставок.

Примечательно, что в структуре производства колбасных изделий неизменно на протяжении десяти лет лидирующую позицию удерживает «вареная» группа — 49,8 процента. В прошлом году 21,7 процента из них составили сосиски, это подчеркивает растущий на них спрос. А вот большие колбасные батоны теряют популярность. Отличие этой продукции — короткий срок годности, поэтому переработчики производят то, что лучше продается. Для сравнения: сырокопченые и сыровяленые колбасы занимают 6,8 процента, варено-копченые — 9,3, социально значимая продукция, изготовленная из субпродуктов, — 14,3, продукты из шпика — всего 0,5.

Павел Янов одним из перспективных направлений называет производство сыровяленой продукции, аналогичной хамону (сыровяленый свиной окорок, испанский национальный деликатес). Многие перерабатывающие предприятия, например, ОАО «Гродненский мясокомбинат», «Березовский мясоконсервный комбинат», «Пинский мясокомбинат», «Калинковичский мясокомбинат» освоили ее выпуск, тем самым успешно решив вопрос с импортозамещением. Наши предприятия также научились делать прошутто — сыровяленую ветчину на итальянский манер.

В последнее время хозяйки, посещая торговые объекты, все чаще отдают преимущество полуфабрикатам в порционной упаковке, предназначенным для быстрого приготовления. Цена высокая, при этом и спрос хороший. В текущем году специалисты отмечают рост объемов производства и подчеркивают, что чем больше по размерам кусок мяса на прилавке, тем меньше вероятность, что его быстро купят. Переработчики постепенно смещают акценты на мелкую фасовку.

Особое внимание на форуме уделили мясным консервам и вполне заслуженно. Последние два года наблюдается значительный рост объемов данной продукции. Выпускают ее даже те предприятия, которые ранее этим не занимались. Трудность в том, что высока конкуренция на рынке и все чаще покупатель обращает внимание не на цену продукта, а на качество.

Кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая отделом технологий мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси Светлана Гордынец отмечает в этой связи, что мясокомбинаты постоянно развивают свои возможности, расширяя ассортиментный перечень продукции:

Светлана Гордынец в центре: «Мясокомбинаты постоянно развивают свои возможности, расширяя ассортиментный перечень продукции».

— Наш институт приступил к разработке рецептур мясной продукции из баранины, изучаем мясо животных разных пород. Направление актуально с учетом реализуемой в стране госпрограммы по развитию овцеводства. Необходимо разработать ассортимент, который помимо колбасных изделий, будет включать различного рода полуфабрикаты, в том числе рубленые, консервы, мясо-растительные.

К слову, уже сегодня некоторые предприятия осваивают новые виды продукции с использованием этого сырья. Один из вариантов — детское питание. И лучше всего в этом направлении преуспел ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».

И конечно же, основа успеха любого переработчика — качество сырья, поступающего на промышленную переработку. К слову, в последнее время специалисты констатируют рост объемов производимой свинины. По прошлому году фактическое соотношение говядины и свинины — 64 процента к 36. Чтобы загрузить производственные мощности мясокомбинатов, на этот год Минсельхозпродом распределены квоты, например, по мясу птицы в размере 10,9 тысячи тонн, 900 тонн из которых — индейка. Предусмотрены квоты и на субпродукты.

— Сырье в регионах страны одинаковое, — подчеркивает Павел Янов, отмечая, что предприятия продолжают вкладывать колоссальные средства в техническое переоснащение действующих мощностей. Речь идет не об увеличении объемов выпускаемой продукции, в этом страна не нуждается. Модернизируют, перестраивают то, что устарело, чтобы соответствовать современным требованиям по качеству продукции, расширять ее ассортимент. Не менее важную роль играет и создание комфортных условий труда для заводчан.

Помимо основной деятельности — производства мясной продукции — мясокомбинаты включены в ряд важных программ по импортозамещению, в частности, производства корма для кошек, собак, пушных зверей, обеспечению ценным сырьем фармацевтической отрасли, кожевенной.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter