Специалисты Минской областной детской больницы спасают маленьких пациентов, пострадавших от собственного любопытства или невнимательности родителей

От кнопки до зубной щетки

ПЯТИЛЕТНЯЯ Виолетта, пациентка отделения детской хирургии Минской областной детской клинической больницы, смущена вниманием журналистов. На ладошке держит 5-копеечную монету, из-за которой ее в срочном порядке и доставили из агрогородка Зажевичи Солигорского района. Играла, не заметила, как проглотила. Отец малышки рассказал: дочка забежала на кухню и попросила попить воды, а через полминуты появилась в слезах — проглотила копейку. Пришлось везти в районную больницу, а уж потом — в областную. 


ЗАВЕДУЮЩИЙ детским хирургическим отделением Александр Никуленков поясняет, что малышей с инородными телами в любом случае доставляют в специализированный стационар, потому что даже самая маленькая копейка, оказавшись в пищеводе или желудке ребенка, может вызвать большие проблемы и серьезные последствия. 

Предметов, в том числе и необычных, которые врачи Минской детской областной больницы извлекают из носов, ушей, желудочно-кишечного тракта, уже скопилось у них не на одну коллекцию. С удивлением рассматриваем «экспонаты»: части пластиковых конструкторов, пуговицы, кнопки, иголки, российские рубли и украинские гривны, литовские центы (диаметр некоторых монет поражает, они потемнели, значит, долго пробыли внутри), колечки, игрушечный самолетик, батарейки, саморезы, цепочки, взрослая зубная щетка, кулончики…  Непонятно, как некоторые из них ребенок вообще мог проглотить! Врач-хирург Александр Никуленков:

Детский хирург Сергей МУСТАЙКИН.

— За прошлый год  в отделение поступило 115 детей с инородными телами в желудочно-кишечном тракте. При необходимости применяем малоинвазивное вмешательство, предметы извлекаем с помощью эндоскопа. Самые опасные травмы – электрохимические ожоги верхних отделов ЖКТ, полученные при проглатывании батареек. Они приводят к значительным, иногда необратимым повреждениям слизистой оболочки, перфорации и, как следствие, даже к инвалидности. Некоторым детям в таких случаях требуются неоднократные оперативные вмешательства: пластика пищевода, трахеи. Остроконечные инородные тела в ЖКТ также представляют серьезную проблему. Диагностировать их порой сложнее, чем найти иголку в стогу сена.

Современная напасть, причем актуальная для всего мира, сетуют врачи, — игрушки-магниты, состоящие из шариков. В Беларуси подобных случаев за последние годы около 13. Круглые магниты, которые ребенок глотает с некоторым временным интервалом, располагаются в разных отделах желудочно-кишечного тракта и затем начинают с приличной силой притягиваться друг к другу. Родителям сложно заметить проблему вовремя. Ребенок может вести себя как обычно, лишь изредка жалуясь на недомогание. А в это время между этими шариками возникают пролежни, ткани стенок кишки быстро омертвевают, появляются язвы и дырки, перитонит. 

Врач Анастасия ПЛЕСКАЦЕВИЧ осматривает пациента.

Кроме инородных тел, хирурги обеспокоены еще одной проблемой — химические жидкости, которые дети пробуют на вкус. Александр Никуленков удивляется, почему бытовая химия не обеспечивается устройствами безопасности открывания. А родители по своей безалаберности хранят ее в доступных детям местах в абсолютно неприемлемой таре. Врач вспоминает шокирующие случаи, когда папы сливали электролит с аккумуляторов в бутылки из-под кока-колы. Конечно, ребенок и знать не будет, что внутри. Достаточно нескольких глотков, чтобы пищевод  буквально сгорел! Химическое поражение опасно тем, что протекает не только как ожог, но при этом сопровождается отравлением, довольно серьезно отзываясь на печени и почках. 

Но есть случаи, когда не заметить проблему просто невозможно — когда инородные тела попадают в дыхательные пути. Главный внештатный специалист по детской оториноларингологии управления здравоохранения Миноблисполкома, заведующий отделением оториноларингологии Александр Сецко говорит, что таких пациентов  принимает по нескольку раз в месяц. Чаще всего поступают дети с инородными телами трахеи и бронхов. Их извлекают из слуховых проходов, полости носа. Нередко это происходит даже без наркоза и осложнений: 

Врач-хирург Александр НИКУЛЕНКОВ во время операции.

— Возраст таких детей от 1 до 5 лет. Их привлекает внешний вид  маленьких деталей, которые они проглатывают, засовывают в нос, ухо или взяв в рот, вдыхают при кашле. Часто в дыхательные пути попадают семечки, орехи, морковка. Для обследования у нас есть фиброэндоскоп, при помощи которого осматривается полость носа, носоглотки, глотки.

ЕСЛИ посторонний предмет попал в ухо, то можно заметить, как ребенок часто трогает его, капризничает — родителей это должно насторожить. Через 2—3 дня проявляются симптомы отита, воспаления слухового прохода или барабанной перепонки, может появиться гной из уха, поднимается температура. Бывает, из слуховых проходов врачам приходится извлекать тараканов, мошкару, мух, комаров. Такие больные поступают буквально в истерике — насекомые ведь шевелятся, жужжат или пищат. Бывают оказии, когда с инородными телами в слуховых проходах обращаются студенты. Желая подстраховаться на экзаменах, пользуются микронаушниками. Врачам извлечь такие технические фишки бывает нелегко, приходится применять наркоз и специальный инструмент.

В практике Александра Сецко был случай, когда из Любанского района привезли трехлетнюю девочку. Проглотила батарейку, которая, как выяснилось, находилась у нее около двух месяцев. Родители забили тревогу, когда ребенок перестал есть. Обследование показало, что от пищевода практически ничего не осталось, только сосуды… Девочку спасли, но цена за детское любопытство и родительскую беспечность оказалась очень высокой: полноценное здоровье, увы, вернуть ей невозможно.

korenevskaya@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter