От хулиганства до фашизма...

"Рос он добрым, отзывчивым мальчиком, привык с юных лет помогать ближним".
"Рос он добрым, отзывчивым мальчиком, привык с юных лет помогать ближним". Это не воспоминания о детстве великого гуманиста, а строка из письма в Верховный суд Республики Беларусь. Так говорят односельчане об одном из четырех "бритоголовых", осужденных Витебским областным судом по статье "Разжигание расовой, национальной, религиозной вражды или розни". На днях Верховный суд оставил без изменений первоначальный приговор, вынесенный в декабре четверке скинхедов, избивавших иностранных студентов.

Так как наша газета довольно подробно освещала этот процесс, напомним лишь его исход. Четверо 17-летних представителей профашистского движения "Skin Head" были осуждены к различным срокам лишения свободы - от 3,5 до 6 лет. Осуждены отнюдь не за стрижки "под ноль", высокие ботинки, кельтские кресты и другую атрибутику "бритоголовых", а за вполне конкретные деяния - "умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства... соединенные с насилием... совершенные группой лиц". Еще во время заседаний Витебского областного суда казалось, что споры здесь неуместны: факты преступной деятельности молодых расистов доказаны, наказание справедливо и даже гуманно - двое из четверых подсудимых получили сроки ниже низшего предела, предусмотренного частью 3-й статьи 130-й, по которой они были осуждены.

Однако тут же начали происходить вещи поистине тревожные: поднялась волна возмущения, заставившая усомниться в нравственном здоровье немалой части нашего общества. Негодование это отчасти было вызвано не действиями юных линчевателей, пинавших ногами непальских, индийских и ливанских студентов, а... излишней, по мнению возмутившихся, суровостью приговора. И в Верховный суд полетели письма от многочисленных сострадателей, возмущенных жестокосердием Фемиды и требующих пересмотра первоначального судебного решaения.

"До боли в сердце не ожидали такого жестокого наказания подросткам", - негодуют в письме за 175 подписями жители поселка Высокое, где жил один из осужденных, Сергей Каменков. "Веселый, остроумный, находчивый", - в 104 голоса нахваливает его молодежь поселка. О прекрасном ученике и отличном товарище сообщают суду школа и ГПТУ. Да что там школа, даже коллектив Высоковского яслей-сада просит "смягчить меру наказания нашему бывшему воспитаннику". Мол, не замечали мы у себя в ясельках расистских наклонностей Каменкова. Зато другие неожиданные склонности обнаружила у подсудимых общественная организация "Белорусский Хельсинкский комитет". Преступления этой группы она объяснила "неадекватной реакцией несовершеннолетних подростков (каково словосочетание! - Р.Р.) на борьбу с терроризмом, распространением наркотиков и венерических заболеваний".

Вот оно как, оказывается: заподозрив в иностранных студентах потенциальных разносчиков гонореи, юные "венерологи" своими тяжелыми ботинками просто-напросто занимались профилактикой заболеваний... Только отчего-то больше в голову метили. И ценные вещи зачем-то отбирали у потерпевших.

"Ситуация, в которую попали ребята, - продолжает БХК, - основана на юношеском любопытстве, а не на убежденности в идеях, проповедующих расовую и национальную вражду". Стало быть, из юношеского любопытства собирались взглянуть: а как внутри устроен индус? Неужели кровь у него тоже красная? Завершает сей оправдательный опус стандартный аргумент в тех случаях, когда речь идет о преступлениях несовершеннолетних, - ссылка на несформировавшуюся детскую психику... И это уже не смешно. Потому что достало. То есть наболело давно, а скажу сейчас: пусть подростки со своей детской психикой совершают детские же проступки. Сигарету из отцовского кармана свистнут или окно выбьют футбольным мячом. Тогда и наказание - ремнем по мягкому месту - не сильно травмирует их "несформировавшуюся психику". А коль они вершат вполне "взрослые" преступления, то и наказание пусть будет соразмерным. Хотя возраст, напомню, и так помог двоим из них получить за преступление, карающееся как минимум пятью годами неволи, три с половиной и четыре года лишения свободы. Отчего же приговор оказался более суровым для двух других осужденных?

Все просто: один из них уже был ранее судим за хулиганство, а второй - тот самый "добрый и отзывчивый" Каменков - за разбой. В связи с этими биографическими деталями "бритоголовых" возникает легкое недоумение по поводу мотивации "обращения" БХК. Еще более-менее объяснимо, когда за фашиствующего хулигана заступается сердобольная нянечка поселковых яслей - она о расовом равноправии последний раз слышала в пионерском детстве. Но когда за разжигателей межнациональной розни, отмеченных предыдущими уголовными судимостями, выступает организация, призванная защищать права человека, кстати, независимо от цвета кожи или разреза глаз этого человека, становится не по себе... Поневоле задумаешься: верно ли толкуют понятие человеческого равенства отечественные правозащитники? Или им доступна лишь примитивная логика: когда юные "нацисты" избили пару лет назад г-на Бондаренко из "Хартии" - это плохо, это караул! Скорее всего, "скинов" науськала на Бондаренко власть... Когда же бьют не "наших", то "скины" являются чуть ли не полезными "санитарами" и благородными борцами против вензаболеваний. Да и вообще, суд у нас, по определению, неважный... Все это, понятно, до тех пор пока хулиганы не побьют деятелей из БХК, - тогда они промоют глаза...

Верховный суд, как уже было сказано, отнесся к рассмотрению дела соразмерно тяжести преступления, оставив приговор без изменений. Можно сказать, что в лице витебской группировки скинхедов наша правоохранительная система впервые столкнулась с отвратительным явлением расовой нетерпимости. И справедливо применила наказание, которое станет отныне достаточно ярким стоп-сигналом для прочих молодых людей, пытающихся провозгласить "превосходство белой расы". Ведь некоторым из них уже невдомек, к чему привели подобные идеи в середине XX века...

Поэтому не снисхождения к преступникам, а предупреждения новых расовых преступлений надо бы требовать сейчас от правоохранителей. Если бы экстремистские веяния в молодежной среде диагностировались и пресекались на ранних стадиях, то ситуация не была бы доведена до того края, за которым - только скамья подсудимых. Между тем молодых и бездумных, балансирующих на этом краю, пока не становится меньше. Тому подтверждение - следующие высказывания подростков

: "Черные - это люди низшей расы".

"В частности, я считаю, что семиты, африканцы и кавказцы не должны господствовать над славянскими народами".

"Белая раса выше, чем все остальные, и за ее чистоту необходимо бороться всеми доступными средствами".

"Немецкие националисты в период прихода к власти Гитлера насильственными методами очищали свою нацию от представителей других национальностей. Мы, скинхеды, в свою очередь, боремся за чистоту славянской нации".

Думаете, это бахвальство осужденных? Нет - они, осознав тяжесть своих преступлений, предпочитали помалкивать. Это выписки из протоколов допросов свидетелей - других "бритоголовых", которые в свое время не поспели к очередному избиению иностранца, и потому гуляют сейчас на свободе. Среди нас. А ведь, если рассматривать эти слова с юридической точки зрения, то, как верно заметил на суде один из участников процесса, "за убеждения у нас не судят".

Тогда, может, все-таки... хотя бы ремнем? Пока психика не сформируется?

Это вопрос к родителям, которые упорно не хотят замечать нацистской атрибутики, которую носят их отпрыски. Даже на суде многие из отцов и матерей семейств почему-то не видели ничего зловещего в действиях своих чад. Пожимали плечами: "Ну похулиганили ребята... Тоже мне, преступление против человечества..."

Не грех бы всем нам перечитать Горького, который однажды сказал: "Расстояние от хулиганства до фашизма - короче воробьиного шажка". Четверку витебских "бритоголовых" остановили ровно посередине этого недолгого пути.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter