От Калининграда до Камчатки.

Государство ответственно за поддержание объектов инфраструктуры.

В транспортной отрасли России трудятся порядка 3 млн человек, которые ежесуточно обеспечивают перевозку десятков миллионов пассажиров. Поэтому в сферу ответственности государства входит поддержание объектов инфраструктуры транспортного комплекса Российской Федерации на уровне, соответствующем внутренним и международным стандартам.
 
Говоря о наземной инфраструктуре аэродромов, надо отметить, что за 10 лет объем государственных капитальных вложений увеличился с 1 млрд рублей в 2002 году до 41 млрд в 2011-м. Вместе с тем ежегодная потребность на содержание и реконструкцию всей сети составляет порядка 67 млрд рублей. А всего за 10 лет на указанные цели было направлено около 140 млрд рублей. Много ли это?
С 2002 по 2010 год проведена реконструкция 40 взлетно-посадочных полос в 33 аэропортах. В настоящее время в государственном реестре России – 332 аэродрома, но только 62% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, 70% построены более 40 лет назад, и лишь 65% аэродромов оснащены системой светосигнального оборудования. Срочного проведения реконструкции или капитального ремонта требует 64% объектов.
К сфере ответственности государства также относится содержание и развитие системы управления воздушным движением, которая обслуживает 810 воздушных трасс общей протяженностью 610 тысяч км. До 2015 года на наземную инфраструктуру аэропортов выделено 159,8 млрд рублей, что позволит провести модернизацию на 70 аэродромах.
Что касается железнодорожной инфраструктуры, то ее охват таков: эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 85,2 тысячи км, из них примерно половина электрифицированы; на железных дорогах России эксплуатируется более 82 тысяч искусственных сооружений, функционирует более 5000 вокзалов.
По состоянию на начало года, износ железнодорожной инфраструктуры составил 49%. Протяженность участков пути с накопленным недоремонтом к концу 2011 года составит 20,5 тысячи км (16,5% от всей протяженности), который к началу 2013 года возрастет до 22 тысяч км, а к началу 2016-го – до 26 тысяч км.
Важным элементом инфраструктуры железнодорожного транспорта является тяговый подвижной состав. На сегодняшний день – это более 20 тысяч локомотивов различного типа со средним возрастом 20–25 лет и износом от 53 до 73%. Для восстановления парка локомотивов необходимо ежегодно закупать до 800 единиц техники.
Есди говорить о российской автодорожной инфраструктуре, то по состоянию на начало 2011 года, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 824,7 тысячи км. На 1 января 2011 года накопленный недоремонт на федеральных трассах – 30,1 тысячи км (59,5%). В настоящее время в Бюджетный кодекс РФ внесено положение о том, что формирование расходов федерального бюджета на 2014 год и последующие годы на ремонт и содержание дорог будет обеспечено в размере 100%. Это позволит к 2018 году устранить весь недоремонт.
Общая длина внутренних водных путей России – более 101 тысячи км. Инфраструктура этой отрасли состоит из гидротехнических сооружений, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям. К ним относятся 723 объекта, в их числе 108 шлюзов, 1 судоподъемник, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, напорные дамбы и плотины, судоходные каналы. Самые «молодые» сооружения имеют возраст от 25 до 52 лет (52%). В эксплуатации находятся сооружения, построенные более 100 лет назад (12%). Степень износа основных фондов – около 67%. В 2010 году на проведение работ по их ремонту было направлено 1,2 млрд рублей, предусмотренные вложения в 2011 году – 1,7 млрд.
В 2010 году объем перевалки грузов в морских портах России по сравнению с 2009 годом увеличился на 6% и составил 526 млн тонн. По плану, к 2016 году эта цифра должна составить 770 млн тонн в год.
Прошлый год стал стартовым для реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», в рамках которой на развитие объектов инфраструктуры в морских портах выделено 131,5 млрд рублей из средств федерального бюджета и 309,9 млрд – из внебюджетных источников. Этой программой также предусмотрено строительство трех линейных дизель-электрических ледоколов и одного атомного ледокола нового поколения.
В общем, работа по обновлению российской транспортной инфраструктуры предстоит большая, и для реализации планов можно было бы задействовать и белорусскую промышленность, и специалистов из братской республики, которые смогли бы оказать неоценимую помощь в этой работе. К тому же наши страны обладают колоссальным транзитным потенциалом, который используется пока далеко не полностью. Многие транспортные отрасли и Беларуси, и России тесно сотрудничают друг с другом и до сих пор работают практически по единым техническим нормам и правилам, согласовывая графики движения, тарифы и другие важнейшие моменты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter