Потребительский патриотизм помогает развиваться отечественной экономике

От импортозамещения к технологическому суверенитету

Сегодня достижение технологического суверенитета — один из базовых элементов обеспечения независимости государства. Беларусь на этом пути сделала многое. Наша продукция зачастую не просто конкурентоспособна, а опережает зарубежные аналоги. В каких направлениях надо двигаться дальше?

Александр Лукашенко:

— Импортозамещение и повышение доли инновационного производства — важнейшие задачи. Мы не должны зависеть от «капризов» западных политических элит, ограничивающих свободу цивилизованного бизнеса. Это вопрос национальной безопасности — импортозамещение. Здесь широкое поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых. Посмотрите, на тех производствах, где это поняли давно, мы имеем рост экспорта и насыщение нашего рынка высококачественным товаром.

31 марта 2023 года, во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию .

Знак качества

Белорусские товары у нас и за рубежом по праву пользуются высоким спросом. И это заслуженно. Когда мы выбираем продукты питания, какие бренды первыми приходят нам на ум? Например, на моем столе (думаю, как и у большинства) традиционно только белорусские картофель, мясо, сыр, кондитерские изделия. Давно распробовали наши хозяйки и отечественное рапсовое масло.

Не раз наблюдала, как из наших торговых центров иностранцы уносят пакеты, наполненные сладостями, косметикой, стильной обувью и одеждой. Многие наши изделия уже завоевали доверие по всему миру. Тем не менее есть и ниши, где отечественным производителям еще предстоит немало потрудиться. В частности, речь в некоторой степени о бытовой технике. Заглядываю в столичный универмаг. У нашей микроволновки стильный дизайн, черно-серая цветовая гамма. Цена — 270 руб­лей. Отлично. Рядом похожая, заграничная, но в два раза дороже. Стоимость и качество определяют предпочтения потребителей. Из белорусского еще замечаю газовую плиту, холодильники. А вот фены, мультиварки, электробритвы, пылесосы в основном привозные.

— Что из наших товаров сейчас покупают охотно? — интересуюсь у консультанта.

— Вот, например, умная электросушилка. Поддерживает нужную температуру автоматически, экономно расходует электроэнергию. Цена — 149 руб­лей. Такое устройство помогает придерживаться правильного питания, есть больше фруктов и овощей зимой.

Рядом с нашей сушилкой — зарубежные конкуренты. Но дороже. Порадовалась за наших производителей. Они уверенно заполняют отечественный рынок востребованной продукцией.

Сегодня многие выбирают технику на онлайн-площадках. И многочисленные отзывы показывают, что у наших товаров достойные рейтинги. Если раньше степень доверия к зарубежным товарам была выше, чем к белорусским, то сейчас ситуация меняется. На фоне ухода некоторых западных брендов многие отечественные производители не растерялись, перестроились и усовершенствовали технологии производства.

Собирательный образ техники

Санкции сыграли на руку нашим компаниям, мотивировали нас к товарной диверсификации, когда максимально следует использовать наработанную годами эффективную технологическую базу, уверен член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Анатолий Насеня. В пример он приводит частное предприятие в его округе на Лунинетчине, выпускающее сковородки с гранитной крошкой. У компании собственные производственные цеха с современным металлообрабатывающим, литейным, автоматическим покрасочным оборудованием и полуавтоматической линией сборки. Продукция идет на ура у нас и за рубежом. По мнению депутата, многое, что мы выпускаем — от одежды до продуктов питания, — со знаком качества. Покупатель, видя на упаковке пометку «Сделано в Беларуси», уверен, что перед ним безопасный и надежный продукт:

— В Беларуси собирается и выпускается немало полезных в быту товаров. По качеству и производительности тот же отечественный ноутбук не уступает многим моделям передовых мировых брендов в схожих конфигурациях. Но при этом в подавляющем большинстве наши бренды бытовой техники используют порой привозные комплектующие. Чтобы добиться импортонезависимости, нам нужно переходить на белорусскую начинку. Те же чипы лежат в основе многих повседневных вещей: от смартфонов и автомобилей до телевизоров и холодильников. Микросхемы, кроме электроники, используются в автопроме, медоборудовании. Здесь важно синхронизировать работу многих предприятий и профильных институтов. Конечно, это требует времени и усилий.

Парламентарий отмечает, что в Беларуси благодаря Президенту удалось сохранить промышленное наследие СССР, а не закрыть наши предприятия в угоду либерально-рыночным реформаторам.

Сегодня на фоне санкций важнейшая задача — обеспечить технологический суверенитет. Например, ключевая продукция, производимая «Интегралом», — это электронно-компонентная база. На макроуровне разработчики предлагают комплексные решения с высокой насыщенностью микроэлектронными компонентами в сфере космической оптики, рентгенографии. Например, на «Интеграле» в ближайшие годы по программе импортозамещения будет изготовлено более 80 изделий военного и общегражданского назначения.

Конечно, одномоментно отказаться от импортных компонентов невозможно. Потребность в недостающем оборудовании помогает предприятиям закрыть параллельный импорт.


— Необходимо кооперироваться с дружественными странами. В той же Африке в недрах — вся таблица Менделеева. Конечно, нашим ключевым партнером остается Россия. Также растет интерес к Азиатскому региону, — напоминает парламентарий.

Он подчеркивает, что большой объем необходимых материалов и технологий полностью на своем рынке способны производить и потреблять только США и Китай. Для Союзного государства в ближайшее время наиболее вероятный сценарий — развитие производств, которые обеспечивают собственные критические потребности: оборонная промышленность, машиностроение, а также укрепление партнерства с дружественными странами-производителями по остальным направлениям.

Депутат уверен, что сейчас важно не распыляться, пытаясь заместить сразу все. Следует определить приоритеты. Например, желательно иметь свои станки, чтобы выпускать высокотехнологическую продукцию. Нужно усилить здравоохранение, производство медицинского оборудования. Чтобы получить все эти технологии, необходимо привлекать инвесторов. По словам Анатолия Насени, уже разработан законопроект для содействия инвестиционной активности, который призван в том числе увеличить степень локализации в производстве и способствовать созданию новых импортозамещающих производств.

От микро­электроники до самосвалов

Для любой высокотехнологичной продукции характерны сложные межстрановые цепочки производства. Ведь даже в крупнейших мировых экономиках не сформированы производства полного цикла по всем видам продукции. Татьяна Налецкая, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета цифровой экономики БГЭУ, отмечает, что международное разделение труда и специализация, как правило, обеспечивают наиболее эффективное производство того или иного товара либо услуги:

— Но вместе с тем в погоне за выгодой необходимо помнить и об экономической безопасности страны — это независимость от импортных ресурсов, продукции, работ и услуг. Здесь необходимо стремиться к достижению разумного баланса, делая ставку на внутренние резервы.

По мнению эксперта, активная работа проводится в реализации госполитики импортозамещения, в том числе через создание на территории страны новых предприятий для выпуска товаров, которые раньше привозились из-за рубежа.

Беларуси и России предстоит большой путь, чтобы мы смогли стать лидерами во многих областях, которые раньше отдавали на откуп зарубежным компаниям. Поможет в этом расширение промкооперации, гармонизация национальных программ импортозамещения. Этому способствуют соглашения в сферах транспорта, налогообложения и других областях.

— Беларусь — высокоинтеллектуальная страна. По исследованию World Population Review, мы входим в список 10 стран с самым высоким средним IQ, — уточняет Татьяна Налецкая. — По сути, мы способны производить все: от микроэлектроники до мощных самосвалов. Причем мы проявляем креативный подход не только в высокотехнологичных сферах, но и в более обыденных вещах. Например, всего за десять с небольшим лет в Щучине было построено и активно развивается высокотехнологичное предприятие PRIMEMILK, на котором каждые сутки перерабатывается около 900 тонн сыворотки, производится примерно 30 тонн мягкого сыра и около 100 тонн сухого порошка для пищевой промышленности — молочной, кондитерской, хлебопекарной и мясной. Это позволило фактически превратить отходы в прибыль, продавая то, что раньше выбрасывалось. И таких примеров множество.

Продвижение в сети

Президент подписал указ, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2024 год. В частности, прирост валового внутреннего продукта планируется на 3,8 %. И достичь этого можно за счет масштабных инвестиционно-производственных программ, а также реализации отечественной продукции на внешние рынки и расширения внутреннего спроса. Конечно, потребитель должен получить качественный товар. На этом не раз акцентировал внимание Глава государства. Но надо учиться и подавать продукцию в привлекательном свете. Речь о маркетинге.

— Необходимо на основе исследований создавать точечные стратегии продвижения, — рассказывает Влад Макаревич, старший преподаватель кафедры цифровой экономики экономического факультета БГУ.  Здесь следует опираться на опыт дизайн-мышления — изучать потребителей, конкурентов и тренды. Еще один важный момент — выстраивание механизма обратной связи с потребителями. Это про умение слушать и слышать свою аудиторию. Часто покупатели сами рассказывают о проблеме, делятся предложениями и замечаниями. Так что проведенные исследования и получение обратной связи помогут выбрать необходимые инструменты и методы маркетинга.

Зачастую найти среди иностранных товаров наши стало намного проще, чем еще пару лет назад: упаковки яркие, есть специальные таблички, которые указывают, что это наше изделие. Но при этом не следует затенять цифровой маркетинг, уверен Влад Макаревич:

— Он помогает бизнесу охватить более широкую аудиторию. Например, на начало этого года в Беларуси было 8,27 миллиона интернет-пользователей, с которыми можно точечно взаимодействовать благодаря возможностям таргетинга. Это позволяет устанавливать персонализированную коммуникацию с потенциальными потребителями. Кроме того, цифровой маркетинг обладает рядом дополнительных преимуществ: условно невысокая стоимость, возможность анализа данных в реальном времени, гибкость и многое другое делают его наиболее многообещающим методом продвижения продукта в цифровую эпоху и дают возможность бизнесу связываться с целевой аудиторией и стимулировать рост в быстро меняющейся среде.

Влад Макаревич подчеркивает, что экономические факторы играют ключевую роль в выборе потребителей:

— Нужно продолжать делать акцент на качестве продукции, обеспечении конкурентоспособной ценовой политики, повышении эффективности продвижения. Так отечественные производители смогут расширить свою долю на рынке. В то же время для устойчивого успеха требуется приверженность со стороны всех заинтересованных сторон, включая потребителей, производителей и государство, чтобы содействовать созданию среды, которая поддерживает белорусские товары.

Положительные тенденции

Наталья Мельникова, начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли, отмечает, что в 2022 году удалось преломить многолетний тренд падения доли товаров отечественного производства, число которых выросло на 1,7 % по сравнению с 2021-м и составило 60,9 %:

— В этом году положительная тенденция сохраняется. По итогам первого полугодия доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли увеличилась к первому полугодию 2022-го на 0,5 %.

Вместе с тем МАРТ продолжает активно работать по данному вопросу и проводить мероприятия, направленные на повышение доли реализации отечественных товаров на внутреннем рынке. По словам специалиста, законодательством для всех торговых объектов установлен перечень обязательных к продаже продовольственных и непродовольственных товаров, который субъект торговли обязан выдерживать в течение всего рабочего дня. Также проводится активная популяризация отечественной продукции.

— Под эгидой МАРТ в этом году состоялся III Международный форум «Трейд Диалог», который собрал около 350 участников. На таких тематических форумах обсуждаются потребительские тренды, проблемы и возможности для эффективного взаимодействия, проводятся прямые переговоры. Перспективным для нас является направление по увеличению продаж на внутреннем рынке белорусских товаров сегмента non-food, — рассказывает Наталья Мельникова.


МАРТ совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом запущен новый концепт-проект о заключении с 1 ноября соглашения, которым будет предусмотрено предоставление торговых площадей в аренду белорусским производителям в приоритетном порядке и с различными преференциями.

Также на площадке МАРТ проводятся рабочие встречи с участием производителей, ретейла, госорганов, облисполкомов, Минского горисполкома, представителей Нацсобрания и Федерации профсоюзов по вопросам обеспечения потребительского рынка товарами, в том числе отечественного производства, и при необходимости принимаются оперативные решения.

— Вместе с тем активной работы государственных органов недостаточно, — уверена Наталья Мельникова. — Белорусским производителям также необходимо активизироваться в данном направлении и продвигать свой продукт на рынок, используя современные маркетинговые инструменты. Это создание сети фирменной торговли, реализация продукции через интернет-магазины, маркетплейсы, проведение ярких рекламных акций, обозначение продукции в организациях торговли вывесками. Кстати, даже одна акция, направленная на продвижение продукции определенного бренда, увеличивает товарооборот более чем на 30 %.

hilkok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter