Что случилось с промышленностью у наших соседей, которые сегодня критикуют Беларусь за ее выбор

От гордости остались шпроты и надежды

В ходе прошедшего совещания у Президента по развитию важнейших организаций Министерства промышленности прозвучали важные и в целом понятные для всех тезисы: чем эффективнее сегодня сработают наши предприятия, тем больше средств поступит в бюджет. А значит, будут зарплаты и пенсии, будет валюта для страны и стабильная работа экономики. 

Украинская промышленность развивалась долго и планомерно. На Киевском заводе электротранспорта.
ФОТО GLOSS.UA

При этом важно понимать: призывы к «переменам», обещание помощи с Запада, отказ от тесного сотрудничества с нашим главным импортером, а главное — критика государства за то, что оно поддерживает якобы неперспективный и убыточный госсектор, не несут за собой никакого здравого смысла. Убедиться в этом мы можем, глядя на наших ближайших соседей — Литву, Латвию, Украину. Имея в свое время передовые производства, эти страны сегодня практически все их растеряли. Давайте вместе проанализируем, как выглядит их промышленный сектор. 

Европейская цена 

В ходе круглого стола ТАСС «Экономика Прибалтики: до, во время и после СССР», который прошел в июле этого года, эксперты озвучили такие цифры: по данным Европейского банка реконструкции и развития, в текущем году ВВП Латвии и Литвы снизится на 7 процентов, Эстонии — на 6 процентов. И это не только потери от «коронакризиса». Ректор Балтийского центра исторических и социально‑политических исследований Виктор Гущин подробно рассказал о негативных последствиях, с которыми пришлось столкнуться Латвии после становления независимым государством:

— Во‑первых, были принудительно разорваны многовековые традиции экономического сотрудничества Латвии и России. Во‑вторых, сотни тысяч людей оказались без работы и без средств к существованию и потому были вынуждены или уехать из Латвии или заняться «челночным бизнесом». В‑третьих, Латвия утратила экономический суверенитет. В‑четвертых, Латвия оказалась в критической зависимости сначала от внешних кредитов, а затем и от финансовой поддержки со стороны Европейского союза.

По данным издания Latvijas avīze, латвийское производство концентрировалось на отраслях машиностроения, тяжелого машиностроения и электроники. В одном только сегменте радиоэлектротехники было занято более 50 тысяч человек. Это больше десятой части всех занятых в промышленности. Отрасль практически перестала существовать после распада СССР. 

При этом в советский период Белорусская ССР и «три прибалтийские сестры» имели схожую структуру экономики с преобладанием в ней высокотехнологичной тяжелой промышленности. После распада СССР экономические пути Беларуси и Прибалтики оказались противоположны: Беларусь создала Союзное государство с Россией и за счет этого сохранила и модернизировала советское индустриальное наследие, а страны Прибалтики вошли в Евросоюз и всю свою крупную промышленность потеряли.

Сегодняшние Литва, Латвия и Эстония поставляют в основном продукты питания и дешевую рабочую силу. От гордости латвийской промышленности остались только шпроты и трикотаж. Более того, Евросоюз сначала разрушил прибалтийское производство, а затем перевел страны Балтии на «искусственное дыхание» прямых и косвенных дотаций из еврофондов.
Разница между современными Прибалтикой и Беларусью проявляется в том, что все белорусские заводы живы и белорусские бренды сегодня на рынках и на слуху, а Литва, Латвия и Эстония свою промышленность уничтожили.

Непоправимые потери

Показателен и пример Украины, которая за шесть лет после Майдана не только откатилась назад экономически, но и успела утратить компетенцию в ряде производств и даже отраслей, потеряла миллионы рабочих рук, накопила долги и, возможно, даже прошла точку невозврата в экономическом смысле. 

Показательными для оценки состояния экономики Украины являются два прогноза, пишет РИА «Новости». Первый был дан в феврале прошлого года представителем Всемирного банка. В соответствии с ним Украине нужно полвека, чтобы догнать Польшу. Второй — в феврале этого года — дал уже бывший министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофей Милованов. По его словам, Украине, чтобы догнать Беларусь, нужно 50 лет и 100 миллиардов долларов. Последний прогноз особенно показателен на фоне того, что украинские власти все шесть лет рапортуют о невероятно успешных реформах. Беларусь же украинские СМИ традиционно клеймят за отсутствие таковых.

Основа экономики, промышленность, обвалилась в Украине на 19,5 процента. Основные причины: утрата части промышленного Донбасса и потеря ключевого для украинской промышленности (особенно машиностроения) рынка сбыта — России. За это время Украина почти полностью лишилась одной из наиболее высокотехнологичных отраслей — авиастроения. Колоссальный удар был нанесен судостроению и другим отраслям машиностроения. Даже металлургия за шесть лет сократила объемы производства чугуна, стали и проката более чем в 1,5 раза. 

konoga@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter