От гетто до Берлина

В Израиле опубликованы воспоминания белорусского партизана и солдата Красной Армии

В Израиле вышла книга бывшего узника гетто, партизана и солдата Красной Армии Зиновия (Зелика) Борисовича Кнеля «Судьба «Дубосека». Из гетто до Берлина». Автор рассказывает о последних днях гетто, устроенного немецкими оккупантами и их прихвостнями в патриархальном местечке Любань Минской области. Прямо скажу, эти воспоминания никого не могут оставить равнодушным.


«Так получилось, — начинает свою книгу Зиновий Кнель, — что я, мальчишка, в июне 1941 года в возрасте неполных пятнадцати лет стал воином». А в итоге он дошел до Берлина.


Зиновий Кнель остался в живых совершенно случайно — в момент массовой казни евреев на металлических щитах с подведенным электрическим током на его ногах были одеты резиновые калоши. Но его мать, четыре сестры и бабушка были умерщвлены гитлеровцами и местными полицаями.


«Прежде чем убить, немцы заставляли работать на самых тяжелых работах», — вспоминает бывший узник гетто. Чтобы обезопасить себя от сопротивления тех, кто оказался в гетто, оккупанты прежде всего убивали молодых мужчин и подростков. От оставшихся требовали беспрекословного подчинения. Наказаний, кроме расстрела, не существовало. Немцы требовали, чтобы оставшиеся в живых евреи голыми руками, без всяких инструментов, очищали железнодорожные пути. Садизму гитлеровцев не было предела. «Они заставляли измученных людей, — пишет Кнель, — толкать платформы, но на пути стояли солдаты и поочередно избивали каждого толкающего. Кроме того, на самой платформе стоял солдат и наносил удары дубиной».


В ноябре 1941 года немцы, чтобы посеять страх к сопротивлению, повесили двух женщин. На груди у них были таблички: «Так будет со всеми, кто связан с партизанами».


Утром 4 декабря 1941 года всех остававшихся в живых евреев согнали в большой двор бывшего райисполкома. Затем колоннами стали выводить несчастных к месту казни. Чтобы сэкономить патроны, людей заставляли подниматься на большие металлические щиты, на которые подавался ток от работавших там же генераторов. И хотя большинство в колоннах убиваемых составляли женщины и дети, молча на заклание люди не шли. Зиновий Кнель вспоминает: «Вдруг из нашей колонны раздался громкий возглас: «Фашисты, изверги, полицаи, скоро наступит и ваш конец. Наш Сталин отомстит за нас, будьте вы прокляты!». Зелик узнал пожилую женщину, выкрикнувшую проклятие. Это была Хайсоре Бискина с Ленинской улицы. Полицай немедленно подбежал к ней и выстрелил в висок. Потом столкнул труп в большой ров, находившийся позади плит. «После этого раздалась команда по–немецки, — говорится в книге, — генератор заработал сильнее, и все, стоявшие на плитах, стали падать в яму». Несмотря на спасительные резиновые калоши, Зиновий тоже упал в яму, потерял сознание, а когда очнулся, отполз в сторону. Он не придумал ничего лучшего, как вернуться в местечко и укрыться у добрых людей. Но тех, кто прятал евреев или давал им еду, немцы и полицаи расстреливали.


Однако далеко не всем белорусам страх застлал глаза. Оставшемуся в живых мальчику помогла его учительница по черчению Глебович. Ее мужа в 1937 году репрессировали как врага народа. И тем не менее она оставалась честным человеком, несмотря на тот факт, что ее сын стал полицаем. Помог еврейскому мальчишке и Владимир Луковский, руководитель Любанской подпольной молодежной организации. В конце концов Кнель попал в партизанский отряд, в котором получил новые имя и фамилию. Он стал Женей Григорьевым. По молодости лет вначале ему поручили размещать партизан на постой и обеспечивать их едой. Поэтому его в шутку прозвали «Женя–комендант». Но чуть позже юного партизана, который неплохо понимал немецкий язык и научился отлично стрелять, взяли в разведку. И там он получил секретное имя «Дубосек». И это уже к шутке никакого отношения не имело.


После освобождения Белоруссии Зиновий Кнель стал солдатом Красной Армии. В составе 1–го Белорусского фронта он дошел до Берлина. Он пишет: «В армии мне повезло. Служил в отделении, которым командовал старший сержант, а в недавнем прошлом партизан, Владимир Попков из города Хойники Гомельской области». И после войны несколько лет Зиновий Борисович прослужил в частях Советской Армии, расквартированных в Германии. Затем до переезда в Израиль в 1979 году жил и работал в Минске.


Свою книгу Зиновий Кнель завершает такими словами: «Могу сказать, что, несмотря на все горести, выпавшие на мою жизнь, я счастлив. Ведь судьба подарила мне возможность пройти путь от гетто до Берлина, до логова озверевших нелюдей. Я горжусь тем, что расстояние до немецкой столицы я прошел вместе с боевыми товарищами в рядах белорусского партизанского отряда и в рядах Красной Армии».


По словам представителя Российского научно–просветительного центра «Холокост» в Израиле Григория Рейхмана, книги, подобные воспоминаниям Зиновия Кнеля, следует рассматривать как документальные свидетельства, без которых история самого страшного в истории человечества военного лихолетья не будет полной.


Захар Гельман
Иерусалим — Тель-Авив

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter