За год появилось более 6 тысяч интернет-магазинов

От формата правила не меняются

Делать покупки, не выходя из дома, стало уже привычкой: ассортимент как на ладони, цены ниже, чем в обычном магазине, да и доставка — до двери. Удобно всем. Неспроста за последние четыре года число интернет-магазинов выросло в 3,5 раза. По данным Минторга, на 1 декабря в стране их зарегистрировано более 17,8 тысячи. Причем свыше 6 тысяч появилось в нынешнем году. В Минске зарегистрировано практически 70 процентов таких торговых объектов, но минские представительства и интернет-магазины появляются и на периферии. Все ли гладко?


Заместитель министра торговли Ирина Наркевич приводит следующую статистику: за 9 месяцев 90 онлайн-магазинов письменно попросили устранить нарушения. Сразу отмечу, речь не всегда идет об их закрытии или штрафах, иногда это своеобразный совет регулятора, который, впрочем, обязателен к исполнению. Тем не менее, было составлено 130 протоколов, штрафы по ним составили около 50 млн рублей. Это, кстати, в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Причина, по словам Наркевич, в том, что стали пристальнее изучать работу сегмента. Как следствие — приостанавливалась работа 35 интернет-магазинов и 5 информресурсов. Замминистра прокомментировала:

— В прошлом году у нас стала активно развиваться продажа физическими лицами лекарств. Вместе с Минздравом мы выявили, что в основном — на информационных площадках. Поэтому их работа была приостановлена.

Тем временем ведомство ратует за возможность онлайн-продажи ювелирных изделий. Ирина Наркевич подчеркивает: вопрос непростой — как обезопасить покупателей? Начать решили поэтапно, с изготовителей. Планируется, что в январе-феврале следующего года мы сможем покупать сережки-кольца, не выходя из дома. Еще один вопрос, который сейчас обсуждается, — продажа так называемого спортивного питания.

— Самое сложное — разграничить пищевые добавки и спортивное питание. Сейчас с Минздравом как раз ведем работу, — отметила замминистра.

А вот алкоголь через интернет продавать у нас в стране вряд ли будут в ближайшее время. Во-первых, сами производители и ряд   госорганов против. Во-вторых, ритейлеры, продающие продукты онлайн, беспокоятся за последствия для себя и переживают насчет нелегальных конкурентов. В-третьих, с контрафактом в этой сфере государство пока не разобралось.

Кстати, о «сером» рынке. Не секрет, что он все еще присутствует, особенно в продаже электроники, телефонии и бытовой техники. Например, если буквально несколько лет назад специалисты оценивали, что половина телефонии у нас нелегальная, то после усиления контроля за сферой онлайн-торговли эта цифра уменьшилась до 20 процентов. Данных по другим сегментам, увы, нет. Но честные игроки сегодня, когда идет борьба за каждого клиента, разводят руками: конкурировать с «нелегалами» по цене им не под силу. Поэтому в мае бизнес объединился в Ассоциацию компаний информационных технологий (АКИТ). Гендиректор Ассоциации Дмитрий Ананьев рассказал, что с помощью проекта Black & Gray («Черное и серое») пытаются вывести на чистую воду недобросовестных коллег.

— Мы проводим монитринг магазинов, которые продают электронику и бытовую технику, вносим их в свою базу. Таковых        уже 340. В адрес 188 из них направили уведомления о необходимости соблюдения законодательства. При этом 43 письма вернулись. Это значит, что в случае претензий владельцев не отыскать. Еще 70 магазинов размещают неполную информацию на сайтах, хотя Минторг то и дело проводит семинары, разъясняет принципы работы. Нашли мы и 17 магазинов, которых вовсе нет в Реестре, считай, они нелегалы. Кроме того, выявили более 130 случаев, когда цены были ниже, чем у официальных дилеров. А ведь в секторе техники и электроники цены, как правило, регулируются вендерами — поставщиками, которые устанавливают рекомендуемую цену, а производители ее отслеживают, — пояснил Ананьев.

Для ориентации покупателя АКИТ собирается разработать требования к работе «профильных» интернет-магазинов и провести добровольную аттестацию. Но уже сейчас нарушителям с большим оборотом и низкими ценами следует задуматься, ведь члены Ассоциации в некотором роде будут помогать контролерам: под видом обычных клиентов покупать товары и смотреть на документы.

— Наша задача — объяснить, что нужно либо выходить из тени, либо уходить с рынка. Страдают те предприятия, которые работают по-чистому. Если к нам не прислушаются, будем просить регулятора ужесточить правила работы, — предупредил Ананьев.

Кстати, замминистра попросила владельцев интернет-магазинов актуализировать данные в Торговом реестре. В начале 2016 года ведомство проведет своеобразную «чистку» сервиса.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ


По итогам 2015 года ожидается, что доля интернет-магазинов в общем товарообороте составит 1,5 процента (в 2014-м было 1,3 процента). При этом вклад онлайн-сегмента в ВВП составляет всего 0,5 процента. Для сравнения, у мирового лидера — Великобритании — ВВП формируется на 13 процентов благодаря виртуальному ритейлу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter