От детского сада до рабочего места

Участие родителей в финансировании дошкольных учреждений, унификация профтехобразования, госзаказ на места в вузах — эти и другие вопросы обсуждали депутаты и специалисты сферы образования

Участие родителей в финансировании дошкольных учреждений, унификация профтехобразования, госзаказ на места в вузах — эти и другие вопросы обсуждали депутаты и специалисты сферы образования

Тема состоявшихся вчера в Палате представителей Национального собрания парламентских слушаний — “Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях” — касается в какой-то мере каждого жителя нашей страны. Понимая это, участники слушаний постарались при обсуждении затронуть все этапы образовательного процесса — от детского сада до вуза, причем по каждому из них были внесены реальные предложения. Проведенный мониторинг показал, что уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг их качеством достаточно высокий: в среднем выше четырех баллов по пятибалльной шкале, сообщил министр образования Сергей Маскевич. Но ведь все хорошее можно сделать еще лучше.

Детсад: как удержать воспитателя?

Взять, например, детские сады. По охвату детей дошкольным образованием Беларусь имеет одни из самых лучших показателей не только среди стран СНГ, но и в мире, система дошкольного образования пользуется доверием у населения. Дальнейшее повышение доступности и качества дошкольного образования Сергей Маскевич связывает с реализацией программы строительства новых учреждений, развитием здоровьесберегающей среды (совершенствования материально-технической базы требуют почти 50 процентов учреждений), повышением компетентности специалистов. Необходимо также принять меры по их закреплению в учреждениях. Кадровый вопрос стоит остро: по словам министра, на данный момент в дошкольных учреждениях около 450 вакантных ставок. В том числе в Минске — 300, в Минской области — около 100.

Еще один важный вопрос — участие родителей в финансировании детсадов. Сегодня содержание одного ребенка обходится дошкольному учреждению в 1,49 млн рублей в месяц при средней заработной плате работников 2,9 млн рублей. “Думаю, что будет правильным, если мы примем дополнительные меры нормативно-правового и организационного плана по развитию платных услуг в дошкольных учреждениях, стимулированию участия родителей в финансировании расходов дошкольных учреждений”, — сказал министр.

Школа: два учителя на одного ученика

Общее среднее образование с экономической точки зрения является неэффективным, считает Сергей Маскевич.

— В законодательстве отсутствуют какие-либо показатели, стимулирующие экономное расходование средств в сфере образования и одновременно гарантирующие бюджетную обеспеченность с привязкой к обучаемому или учреждению, — поясняет он. — В классе, например, может быть один учащийся. И таких классов в стране сегодня еще 322. В них работают около 600 учителей. Сегодня мы проводим пилотные эксперименты и обучаем руководителей. По нашим расчетам, приведение в действие разработанных подходов позволит в течение четырех лет увеличить показатель средней наполняемости класса с 17 до 19 учеников.

Также Сергей Маскевич отметил, что необходимо сделать среднее образование профильным, чтобы ребята в школе получали в большем объеме именно те знания, которые им понадобятся в дальнейшей жизни.

— Над этим вопросом работает в настоящее время Министерство образования. Первые шаги уже сделаны: усилена подготовка по иностранным языкам; учреждения образования могут за счет факультативных занятий увеличивать количество учебных часов на III ступени общего среднего образования на изучение физики, математики, химии, биологии, — рассказал министр образования.

После школы: здоров только каждый четвертый

— К окончанию школы только каждый четвертый ребенок может считаться здоровым. Состояние здоровья детей может быть еще более усугублено, если в школах своевременно не обеспечивается замена мебели для детей разных возрастных групп и не соблюдаются требования к освещенности классов, — констатировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель общественного объединения “Белорусская ассоциация врачей” Дмитрий Шевцов.

На здоровье детей сильно влияют бурное развитие информационных технологий.

Длительное сидение за компьютером приводит к сколиозу, перегрузке суставов кистей, избыточной массе тела. А сколиоз в свою очередь ведет к нарушению функционирования внутренних органов.

— Не школа должна выступать доминирующим агентом воспитания ребенка как здоровой личности, а семья, — подчеркнул Дмитрий Шевцов.

Профтехобразование: систему планируется унифицировать

Именно ПТУ, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи готовят специалистов востребованных сегодня рабочих специальностей. Как рассказал Сергей Маскевич, оптимизация данных образовательных систем с созданием ресурсных центров последовательно осуществляется в Беларуси начиная с 2006 года.

— Думаю, что этот процесс может быть в ближайшие годы завершен и нормативно представлен как единая двухуровневая система профессионального образования, которая по ряду специальностей может быть интегрирована с системой высшего образования, — подчеркнул он. — Унифицированными типами учреждений профтехобразования могут быть профтехлицеи и региональные многопрофильные колледжи.

Также Сергей Александрович отметил, что сегодня важно с участием работодателей обновить материальную базу многих учреждений и задействовать ее в учебном процессе и производственной деятельности.

— Необходимо принять ряд мер организационного и административного плана, чтобы расширить внебюджетную, включая ориентированную на экспорт, деятельность учреждений. Мы планируем активизировать работу по введению независимой системы оценки качества подготовки рабочих и специалистов с использованием европейского опыта, — сказал министр образования.

На своей базе развивать профтехобразование готовы и предприятия, но им нужно дать материальные стимулы и преференции, высказала мнение член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга Политико. Она подчеркнула, что необходимо как можно быстрее законодательно прописать механизмы государственно-частного партнерства в системе профтехобразования. Одна из мер — предоставление предприятиям материальных стимулов и преференций, чтобы они на своей базе развивали профессионально-техническое образование. Помимо прочего это будет способствовать закреплению кадров на рабочих местах.

Вузы: целевой набор и беспроцентные кредиты

Перейти от бюджетного финансирования вузов к их бюджетному субсидированию предложила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Светлана Шилова.

— Государство будет заказывать в вузах места по востребованным специальностям. Студент, выбирающий заказанное место, получает беспроцентный кредит, который будет погашен государством после отработки студентом по распределению, — пояснила Светлана Шилова.

Если же студент будет отчислен или не отработает положенных два года после получения образования, то погашать кредит он будет сам. Такой подход, как считает депутат, поможет укрепить систему высшего образования.

Для обеспечения гибкости работы вузов нужно усовершенствовать законодательную базу, высказал мнение ректор БГУ Сергей Абламейко.

— Жесткая регламентация в рамках Кодекса об образовании, типовых штатных расписаний вузов и других нормативных документов затрудняют внедрение образовательных инноваций. Работает подход: все, что не регламентировано и не разрешено, — запрещено. Не предусмотрены нормативными документами новые формы проведения занятий, нет возможности гибко изменять объем аудиторных занятий в зависимости от используемых преподавателями электронных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий, — обозначил проблему ректор.

Уже сейчас проводятся эксперименты по модернизации ряда вузов, оснащению их различными техническими новинками.

— В этих условиях применение по отношению к вузам типовых штатных расписаний, разработанных для всех учебных заведений, неприемлемо, — подчеркнул ректор.

Однако решить проблему модернизации вузов поправками в Кодекс об образовании нельзя. По словам Сергея Абламейко, учреждениям высшего образования, в первую очередь ведущим, надо предоставить существенно большую степень свободы в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса.

Несомненно, разговор о совершенствовании образовательного процесса еще продолжится в парламенте и выльется в итоге в нужные изменения в законодательство. Мы же приглашаем к дискуссии читателей. Что, на ваш взгляд, и как нужно усовершенствовать в нашей образовательной системе? Давайте поговорим об этом на страницах “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter