От чего увеличился товарооборот в Беларуси?

По итогам 2009 года

По итогам 2009 года

Любопытную информацию предоставил журналистам Национальный статистический комитет Республики Беларусь. По данным этого ведомства, товарооборот в Беларуси в минувшем году по сравнению
с предыдущим увеличился на 3%.
В этом смысле мы очень даже выгодно отличаемся на фоне соседней России, где аналогичный показатель снизился на 5,5%, и уж тем более Украины – 16,6%. В среднем же по странам СНГ снижение составляет 6%.
Чем же обусловлено увеличение товарооборота в Беларуси? Хотя и небольшим (5,8%), но все же ростом продажи непродовольственных товаров. А на снижение темпов прироста розничного товарооборота в минувшем году по сравнению с предыдущими годами повлияли такие факторы, как снижение покупательской способности населения, реальная заработная плата не достигла уровня 2008 года, реальные денежные доходы населения за 2009 год увеличились лишь 2,9% (в предыдущие годы они возрастали на 12-13% ежегодно). Сократилась и доля доходов, направленных населением на покупку товаров (63,8% в 2009 году против 67,3% в 2008 году). Произошел значительный отток денежных средств в банковские вклады. На 5,7% сократилось производство непродовольственных товаров. Импорт потребительских товаров упал на 17,8%.

При всем этом следует отметить, что функционирование потребительского рынка республики на протяжении последних лет характеризуется стабильностью и товарной насыщенностью. Население бесперебойно и в соответствии со спросом обеспечивается необходимыми продуктами питания и различными непродовольственными товарами. Розничный товарооборот по республике, включая общественное питание, через все каналы реализации составил в минувшем году 55,9 триллиона рублей.

Что покупали меньше

В течение прошлого года отмечалось сокращение продаж дорогостоящих продовольственных товаров и деликатесной продукции – рыбы и морепродуктов, сыровяленых и сырокопченых колбас и копченостей, сыров, соков. Из непродовольственных товаров меньше покупали бытовой техники и мебели. На 28,8% упали объемы продаж телевизоров, 13,4% – стиральных машин, 9,4% – холодильников и морозильников. Продажа строительных материалов снизилась на 8,8%, швейных изделий – 8,4%, обуви и верхнего трикотажа – 1,2%. Как бы там ни было, но продовольственных товаров белорусы покупать меньше не стали.

Предпочтение – белорусскому

По ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет продукции белорусских производителей. В прошлом году товаров белорусского производства в общем объеме розничного товарооборота реализовано на 71,8%. Это мясо, птица, колбасные изделия и копчености, цельномолочная продукция, животное масло, сыры, майонез, сахар, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, холодильники, телевизоры, сигареты, мебель, бензин. Доля импорта составила лишь 28,2%. Импортировалось в основном то, что в Беларуси не производится (рис, бананы, цитрусовые, виноград, чай, кофе), либо товары, производства которых у нас недостаточно для удовлетворения спроса населения (легковые автомобили, лекарства, стиральные машины и другая бытовая техника, синтетические моющие средства, мороженая рыба, растительное масло, соки, спортивные и другие товары).

Курим, однако!

Впервые за последние несколько лет в минувшем году снизилась реализация алкогольных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь. Удельный вес их продажи в розничном объеме товарооборота составляет 12%. Если в 2008 году потребление алкогольных напитков на душу населения составляло 12,3 литра, то в минувшем оно сократилось до 11,98 литра (т.е. на 2,9%). Отмечено увеличение продажи ликеро-водочных изделий, шампанского и пива. Например, в минувшем году по сравнению с предыдущим, реализация этой продукции возросла на 6,3%. А если взять нынешний год, то в общем объеме реализации алкогольной продукции удельный вес продажи пива составил 15,5%. Теоретически это означает, что каждый из нас выпил в течение года 46,5 литра пива (т.е. приблизительно 4 литра в месяц). А знаете, сколько мы выкурили сигарет? Статистики утверждают, что потребление табачных изделий на душу населения увеличилось с 2143 штук в 2008 году до 2330 штук в 2009 году. Т.е. один житель республики выкуривал приблизительно 3 пачки сигарет в неделю.

Ситуация стабилизировалась

По утверждению статистиков, улучшение на потребительском белорусском рынке наступило с января нынешнего года. Судя по результатам продаж в первом квартале этого года, наблюдается существенный рост реализации как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Темп роста розничного товарооборота к соответствующему периоду прошлого года составил 113,3%. По сравнению с аналогичным периодом минувшего года продажа макарон возросла на 23%, сыров – 22,1%, крупы – 18,8%, растительного масла – 18,5%, кондитерских изделий – 15,2%, синтетических моющих средств – 41,6%, чулочно-носочных изделий – 19,2%, обуви – 18,3%, верхнего трикотажа – 16,9%. Значительно увеличились объемы реализации яиц, мяса и птицы, колбасных изделий. Среди непродовольственных стали больше на 14,1% покупать швейных изделий, 13,8% – бельевого трикотажа, 11,8% – бензина, 10,8% – табачных изделий. Вместе с тем продажа холодильников и морозильников сократилась на 41,4%, цветных телевизоров – 32,6%, стиральных машин – 22%, строительных материалов – 6%.

Что почем у нас?

В минувшем году рост потребительских цен в Беларуси был одним из самых высоких среди стран СНГ после Украины – 110,1%. Причем, в отличие от предыдущих лет, быстрее росли цены на товары непродовольственной группы. Зато в первом квартале нынешнего года интенсивность инфляционных процессов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года значительно ослабела. С начала года цены на товары и услуги увеличились на 2,5% (в среднем за месяц – на 0,8%), за этот же период прошлого года – на 6,1% (или в среднем на 2% за месяц).

Выше среднего уровня зафиксирован рост цен за первый квартал на растительное масло – на 5,4%, чай – 3,7%, яйца – 3,4%, животное масло – 3,3%. Сахар подорожал на 21,7%, что, кстати, соответствует тенденциям в соседних странах. В России цены на сахар выросли на 10%, в Украине – 29,8%. Картофель у нас подорожал на 12,1%, свекла – 13,5%, морковь – 22,1%, свежая капуста – 35%, лук репчатый – в 1,6 раза. Увеличились цены и на фрукты в среднем на 11% (в том числе на цитрусовые – на 1,1%, яблоки – 6,2%, бананы – 27,5%). Хлеб и хлебобулочные изделия подорожали незначительно – на 0,9%, то же самое можно сказать и о мясе и мясопродуктах – 1,3%, молочной продукции – 1,4%. Твердые сыры выросли в цене на 2,2%, сигареты – 2,4%, пиво – 2,9%.

Впрочем, кое-что и подешевело. Например, макароны – на 7%, свежие помидоры – 12,7%, огурцы – 19,1%.
Из непродовольственных товаров наибольший рост цен в этом году произошел на легковые автомобили – 11,6% и бензин – 9,5%. На 6% подорожали печатные издания, 4,2% – медикаменты, 3% – телевизоры. Одежда, синтетические моющие средства, посуда, мебель, электротовары, стройматериалы стали дороже на 1,1 и 1,6%.

Цены и тарифы на платные услуги в Беларуси с начала года увеличились на 1,9%, услуги пассажирского транспорта подорожали на 7%, в т.ч. проезд в городском транспорте – на 19,1%. Стоимость содержания детей в детских садах увеличилась на 10,8%, бытовых услуг – 4,3%, услуг физической культуры и спорта – 2,4%, медицинских услуг –1,7%, высшего образования – 1,6%.

Подготовила Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН» (по материалам Национального статистического комитета
Республики Беларусь), фото БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter