От частного к общему

Феномен минской улицы Седых

Феномен минской улицы Седых


Тихая улочка в спальном районе с чахлым автомобильным движением и суетливыми пешеходами. Тут нет ни гипермаркетов, ни кинотеатров, ни рынков. Ее и на карте–то найдешь не сразу. Почему тогда в прошлом году на этом куске дороги длиной чуть более двух километров в авариях погибли три человека? Для сравнения: это столько же, сколько на проспекте Дзержинского или на проспекте Победителей за тот же 2007–й...


Многие скажут, мол, подумаешь, случайность. Ан нет! «Можно говорить о печальной тенденции, причем характерной и для других небольших улиц, переулков, проездов, тупичков, расположенных на окраине городов», — утверждают эксперты по безопасности дорожного движения. Вот несколько фактов. По данным Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование) на транспорте, с 1997 года на ул. Седых наблюдается постоянный рост аварийности — на 12 процентов в год (правда, погибших на протяжении последних нескольких лет не было, зато в 2007–м произошло сразу три ДТП со смертельным исходом). Только здесь аварии приносят 900 миллионов рублей в год прямых убытков (лечение пострадавшего, выезд милиции и т.д.)! Если не предпринять никаких мер, то ситуация усугубится.


Задача–максимум


Однако прежде чем приступать к решительным действиям, неплохо бы исследовать мотивы и обстоятельства нарушения, которые обычно приводят к авариям. Это как в медицине: сначала ведь ставят диагноз и только потом назначают курс лечения. После досконального изучения всех дорожных и социальных факторов можно говорить о конкретных способах изменения ситуации.


Задачку решали на месте представители Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. Вооружившись фотокамерами, специальными приборами, измеряющими скорость, блокнотами, авторучками, несколько недель наблюдали за обстановкой. Этого было достаточно, чтобы сделать вывод: улицу фактически можно назвать дворовой. А аварийные ситуации регулярно возникают... из–за нарушителей–пешеходов. Не угадаешь, откуда в следующий момент выскочит ребенок или студент, спешащий на учебу. Усугубляют ситуацию деревья, рядом выстроившиеся вдоль дороги.


— Мы насчитали более 50 пешеходных путей, по которым регулярно дорогу пересекают мамы с колясками, школьники, пенсионеры. Только десять из этих маршрутов легальные, то есть обозначенные зеброй, — листает материалы исследования председатель правления ассоциации Юрий Важник. — Нужно понимать психологию людей, они воспринимают улицу как «свою». Рядом расположен парк, водоем... Кому охота делать крюк через пешеходный переход? Вот и идут прямиком. Изменить поведение прохожих практически невозможно. Предупреждения и штрафы дают лишь кратковременный эффект. Не ставить же трехметровый забор в самом деле!


Приведу некоторые цифры «убийственной» статистики. В прошлом году на ул. Седых в 79 процентах случаев в аварии попадали пешеходы. Трое из них погибли. Причем большинство жертв ДТП жили в этом же микрорайоне. Настораживающий факт: чаще гибнут мужчины в почтенном возрасте. Впрочем, в группу риска входят и дети, и студенты, и пожилые дамы.


Большинство аварий объединяет еще одно обстоятельство: ДТП в основном происходят ночью или вечером, уже в темноте. Можно предположить, что водители до последнего момента не замечают прохожих, а когда те выходят на проезжую часть, не успевают нажать педаль тормоза. Неудивительно, что некоторые аварии заканчиваются трагически — попасть под колеса автомобиля, движущегося со скоростью 60 километров в час, равносильно для пешехода падению с крыши семиэтажного дома.


Кажется, нужно совсем чуть–чуть снизить скорость, и шансы выжить у прохожего возрастают в несколько раз. Выход? Самое простое — выставить ограничения. Это очевидно. Но знаки «40» и «50» уже давно установлены! А вот соблюдают их требования, увы, не все. Средняя скорость на ул. Седых — 48,5 километра в час. На отдельных участках водители разгоняются и до 80 км/час.


Вскоре на улице Седых планируется провести капитальный ремонт. Дело нужное, но если не предпринять мер, то аварийность вырастет, прогнозируют специалисты. Парадокс? Не скажите. Ведь покрытие станет лучше, значит, и разогнаться можно будет на полную катушку. А пока ямы и трещины все–таки заставляют автомобилистов притормаживать. Никому не охота разбивать на колдобинах подвеску!


Но как заставить водителей ездить осторожнее, а пешеходов безопасно пересекать улицу? Нужно изменить поведение большой и разрозненной группы людей. Задача непростая. Выставить сотрудников ДПС через каждые пятьдесят метров, как мы уже выяснили, — не выход. Стоит инспектору уйти, как сразу произойдет всплеск аварийности.


— Решений должно быть несколько. Только в комплексе, как детали одного механизма, они заработают вместе, — убежден Юрий Важник. — Это и масштабная публичная кампания, и разумный контроль со стороны ГАИ, и технические средства организации дорожного движения. К примеру, на одном из участков улицы Седых можно установить средство, которое заставит снизить скорость (вид искусственной неровности шириной 1 метр ниже, чем «спящий полицейский», и занимает, к примеру, половину проезжей части. — Авт.). Это спасет не одну жизнь и сохранит в целости подвеску автомобилей! Кое–где достаточно перенести пешеходный переход или автобусную остановку. Словом, устранить предпосылки для совершения аварии.


Точно по адресу


Однако насколько применимы подобные технические решения на улице Седых? Иногда то, что прекрасно вписывается в проект на бумаге, невозможно воплотить в жизнь в силу разных причин. Вместе с сотрудниками Первомайской ГАИ Минска мы размышляли о «жизнеспособности» предложенной тактики на улице Седых.


...Останавливаемся около автобусной остановки. Не проходит и пяти минут, как аварийная ситуация возникает прямо на наших глазах. Автобус притормаживает около остановки, машина, объезжая его, выруливает на встречную полосу. В этот же момент пассажиры переходят дорогу мало того, что в неположенном месте, так еще и перед автобусом. Секунда — и, кажется, будет столкновение. Но водитель «Ситроена» чудом замечает людей, выскакивающих наперерез, и останавливается. А если бы не среагировал?


Можно, конечно, обрушиться с критикой на пешеходов. Мол, оштрафовать по максимуму! Наказать рублем десять, двадцать человек, тогда пойдет слух, и перестанут нарушать. Увы, это только иллюзия. Через месяц после показательной «порки» люди снова двинутся по протоптанным тропинкам в обход пешеходных переходов. Не проще ли действительно установить разновидность «спящего полицейского»? Таким образом, водители вынуждены будут ехать медленнее, но зато в любой момент смогут остановиться перед проворным нарушителем.


— Установка «лежачего полицейского» пока кажется одним из наиболее приемлемых решений, — соглашается начальник Первомайской ГАИ Вячеслав Гаврош. — Автомобильное движение на улице Седых не слишком интенсивное. Так что заторов не возникнет. Обойдется это не слишком дорого... Впрочем, могут быть и другие способы. Будем думать.


Около троллейбусного кольца тоже напряженная ситуация. Общественному транспорту с его немаленькими габаритами разворачиваться ой как неудобно. А тут еще пешеходы лезут прямо под колеса.


— Предложим транспортникам продлить маршрут троллейбусов: и людям не придется пересаживаться, и троллейбусам будет проще завершить маршрут, — предлагает старший инженер по организации дорожного движения Первомайской ГАИ Александр Марчук.


Что ж, тоже выход. Оказывается, достаточно простых технических решений, чтобы исправить ситуацию. И амбициозные задачи программы «Минус 100» уже кажутся вполне выполнимыми.


Работа над ошибками


На самом деле ситуация с улицей Седых во многом типичная. Нюансы, на которые мы мало обращаем внимания, порой играют ключевую роль в безопасности. Взять хотя бы такую мелочь, как тротуарные дорожки, вымощенные плиткой и плитами. Никак в толк не возьму, почему они частенько направляют нас «мимо» пешеходных переходов (как, к примеру, на улице Кульман)? Ведь прохожих фактически провоцируют на нарушение... Упущение.


Очевидно, при капитальном ремонте улиц нужно исправлять старые ошибки проектировщиков, которые часто неминуемы, но иногда обходятся очень дорого. Если бы еще при реконструкции Минской кольцевой дороги продумали строительство наземных пешеходных переходов, можно было бы спасти более 100 жизней! Спохватились поздновато...


— Важно, чтобы, как в случае с улицей Седых, вовремя обратить внимание на проблему, — подытоживает Юрий Важник. — Действовать должна целая группа исследователей: специалисты по безопасности дорожного движения досконально проанализируют причины аварий. Инспекторы ГАИ вместе с транспортниками и дорожниками продумают технические решения. А социологи узнают мнение на этот счет простых людей — прохожих, пассажиров, водителей. Только так можно достигнуть согласия на дороге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter