От бруковщика до тряпичника

О старинных профессиях Полесья теперь мало кто помнит
О старинных профессиях Полесья теперь мало кто помнит

Мало кто сейчас в Лунинце знает, что в доме, в котором сейчас расположился краеведческий музей, была мастерская самого известного в городе комашника Шнайдермана. Слово «комашник», звучащее для нас незнакомо, пришло на Полесье из польского языка, а называлась так профессия закройщика, того, кто раскраивал по специальным лекалам кожу на обувь.

Впрочем, в довоенном Лунинце все было иным. Сошедший с поезда человек сразу же видел несколько десятков сапожных будок, а также киоск–мастерскую известнейшего на Полесье ювелира по фамилии Портной. С утра на улицах города можно было увидеть молочниц, развозящих парное коровье и козье молоко клиентам, толкали перед собой тележки мороженщики, зазывая сладкоежек забавными поговорками: «Лёды, лёды, для пани млодэй, а для пана млодэго — кия дембовэго!»

Звуком гонга зазывали жителей Лунинца тряпичники: «Бёрэ шматы, купуе шматы!» Звенели колокольчики на повозках мадьяр (мажар) — тех, кто кастрировал домашний скот. Гудели мельницы, гудели тартаки — лесопилки... С утра отправлялись по домам заказчиков портнихи и прачки. Скандалили клиенты двух небольших, но пользующихся спросом у клиентов публичных домов — один принадлежал Максимихе, другой, для тех, кто побогаче, — пану Снежко, прозванному лунинчанами Дреком... Шумел город.

Теперь на месте лесопилок и мельниц, сгоревших в годы войны, завод «Полесьеэлектромаш». На месте сапожных будок — привокзальная площадь, «веселые» дома тоже исчезли с карты города, хотя и сейчас существует двор по улице Пантелеева, где располагался притон Максимихи.

Многое позабылось. Спроси у молодых лунинчан, кто такие балаголы и факторы, шабесгои и гицели — ответят ли? А между тем профессии эти были востребованы в Лунинце еще в 40–х годах прошлого столетия.

Балаголы — владельцы упряжных тележек — заменяли горожанам грузовое такси, перевозили мебель и утварь, да еще и грузчиками были. Шабесгои нанимались в еврейские семьи готовить пищу по субботам, гицели занимались отловом бродячих собак, в народе их прозывали шкуродерами. Ну а факторы были нужны всем, за небольшую плату сводили они продавцов недвижимости и потенциальных покупателей, могли подыскать и квартиру внаем, и невесту с приданым, знали кто, что и почем продает и покупает в Лунинце и округе.

Мацапек, лирник, гонтарь, стальмах, цагельщик, кожушник, парабок, бруковщик... Значения этих слов разве что специалистам–историкам что–то говорят. А ведь это — названия профессий, распространенных на Полесье в довоенное время.

Мацапек испекал мацу перед Песахом, еврейской Пасхой, лирники — бродячие музыканты — развлекали народ на рынках, гонтари крыли крыши тонкой дощечкой — гонтом, стальмахи делали колеса для телег и бричек, цагельщики лепили кирпич (цеглу), кожушники шили кожухи, парабки (батраки) ходили «в наймы», бруковщики мостили дороги брусчаткой...

Подробнейше исследовал исчезнувшие профессии Лунинетчины Лев Колосов, местный уроженец. Небольшая, но познавательная брошюра была издана им в 2003 году. Прочитала я ее и, задалась вопросом: а какие профессии нынче востребованы в Лунинце? Расспросила молодежь на улицах города, и, услышав практически от каждого второго: «Экономист», отправилась в районный центр занятости.

— И правда, самые популярные профессии у лунинецкой молодежи сейчас — экономист и юрист, — подтвердила результаты моего блиц–опроса директор центра Ольга Владимирова. — Хотя, увы, желания молодых людей с потребностями района не совпадают. К нам ведь кто приезжает? Те, кто получил среднее специальное образование. С высшим домой мало кто возвращается. Хотя специалисты с высшим образованием у нас нарасхват — из 705 стоящих на учете в центре безработных (на конец третьего квартала) всего 25 человек окончили вузы. Да и они долго без работы не будут...

Остро в городе требуются и врачи — терапевты, гигиенисты, эпидемиологи, третий год ждут не дождутся в аптеке провизора, востребованы практически все строительные специальности.

Огромен список и «дефицитных» рабочих специальностей: трактористы, машинисты автомобильного, мостового и козлового кранов, машинисты экскаватора, электромонтеры, продавцы, парикмахеры. Всех их ждут работодатели.

Да только простые рабочие профессии у нынешней молодежи не в почете. Почему? Трудно сказать... Может быть, просто имидж таких специальностей не формируется должным образом?

Кстати, на вопрос, как вы представляете свою будущую работу, в розданной недавним выпускникам школ анкете подавляющее большинство так и ответило: «Буду переписывать документы, перекладывать бумаги».

А ведь есть куда силы применить молодежи и не только в Лунинецком районе! Даже многие старинные профессии актуальны — разве не нужно нам улицы мостить или окна стеклить? Разве плохо, если парное молоко тебе прямо к порогу дома утром привезут? Разве перестали мы пользоваться услугами портных и сапожников?

В информационном зале центра занятости можно не только прочитать о предложениях работы на родной полесской земле, но и ознакомиться с газетой, предлагающей вакансии по всей Беларуси.

А я бы в этом зале еще и книгу Льва Колосова поместила. Глядишь, кто–то из ищущих себя молодых людей прочитает и захочет себя попробовать в совершенно новой области. Но нам–то хорошо известно, что все новое — это хорошо забытое старое...

Фото автора.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала журналиста «Лунiнецкiх навiн» Татьяну Конопацкую.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter