От бобра добра не ищут...

Приграничный случай
Приграничный случай

Вокруг «лесных строителей» в последнее время какой–то нездоровый ажиотаж. Сначала экологи заявляли, что их у нас развелось слишком много. Дескать, нужно половину перестрелять. Потом, наоборот, специалисты призывали охотников быть гуманными и бобров не трогать. Если вредят тому или иному хозяйству, подтапливая участки с ценным лесом, лучше их переселить в другую местность.

А зверушки во время этих пересудов спокойно занимались своими плотинами и устраивали запруды. Одна из них, пожалуй, войдет в историю: активная «деятельность» бобров на реке Котра (у нас она протекает в Щучинском районе) едва не привела к международному скандалу. Суть конфликта такова: с одной стороны границы — наш ландшафтный заказник «Котра». С другой — литовский заповедник «Чапкяляй». Где–то между ними, на реке, бобры и построили плотину, что якобы угрожает затоплением части литовской территории. Различные специалисты тут же начали делить животных по национальному признаку. Одни заявляли: виноваты белорусские зверушки! Вторые не соглашались, обвиняя литовских. Засуетились и журналисты. А как же — сенсация!

Вот цитата из одного информационного сообщения: «Именно литовские бобры и «распоясались» на реке, свалив в воду десятка два деревьев... Они спилят еще примерно столько же ольхи и осины и уйдут обратно на свою территорию».

Чем не сценарий для нового экологического блокбастера? Представьте: специальный отряд бобров с молотками и бензопилами под прикрытием темноты пробирается через границу, отстреливается от милиции и устраивает диверсию... Смешно? Не совсем.

Для любого эколога прописная истина: миграция в животном мире — явление обычное. Началась она задолго до того, как появились границы и географические карты. Бобрам, зайцам и медведям пока еще не выдают свидетельства о рождении и паспорта. Они не проходят через таможенный контроль, не заполняют декларации и не стоят в очередях в пунктах пропуска. Поэтому вольны бегать там, где захотят.

Но если развить историю со щучинскими бобрами до абсурда, т.е., скажем, одной из заинтересованных сторон предъявить другой судебный иск с указанием нанесенного ущерба, то возникнет очень неприятный прецедент. «Судить» придется и стаю волков из Березинского биосферного заповедника, которая мигрировала на север, а потом нелегально пересекла границу России и где–нибудь в Псковской области загрызла пару овец. Жестко наказывать нужно и перелетных птичек, которые транзитом из дальних странствий занесли какую–нибудь заразу вроде «птичьего гриппа». Абсурд!

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter