Освобождение "Березовой рощи"

Завидую той эпохе.
Завидую той эпохе...

Петербург гудит: просвещенная публика обсуждает картины Архипа Куинджи. "Люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями - всех они трогают", - писал в Москву И.Е.Репин художнику Илье Остроухову.

Это было в 1901 году. Фешенебельная столица не зря взбудоражилась новаторскими интерпретациями Куинджи. Заканчивалась эпоха романтического искусства - наступал век модерна, век ярких декоративных обобщений. И остро чувствовалось: смелых преображений натурных форм не избежать.

"Березовая роща", одна из 4 картин Куинджи, наделавшая шума тогда в Петербурге, через 50 лет попала, к счастью, к нам в художественный музей. Кстати последним ее хозяином был Владимир Иванович Павлов, сын знаменитого физиолога. Заметим: судьба выдающихся картин, словно магнит, притягивает общественный интерес вечно - кто владел? кому продал?.. В данном случае все складывалось счастливо, без мытарств: из солидных частных рук - в солидный государственный музей. Сколько помню сама (и по рассказам), "Березовая роща" всегда находилась в главной экспозиции нашего музея. А вот оказалось - не точно. Однажды ее все-таки убирали на реставрацию - в 1967 году. Тогда-то и произошли "записи". Но "записи" - подрисовки, вставки - это еще куда ни шло. Сильное лаковое покрытие, сделанное тогда же, изменило облик картины. Дилетантское вторжение? Как сказать... Реставраторы были профессионалами, из Русского музея Ленинграда, но школа, традиция реставрации была в то время именно такова: заливать лаком все погрешности на холсте.

"Березовая роща" с тех пор висела в зале эдаким коричневым зеркалом, почти "задохнувшаяся" под панцирем из олифы. И только нынешним летом, благодаря приезду в Минск выставки "Шедевры Третьяковской галереи", а с ней и специалистов из Москвы, перед куинджиевской "Березовой рощей" забрезжил шанс на "освобождение". Но если вы думаете, что методы реставрации улучшились благодаря лазеру, то ошибаетесь. Да, они улучшились, но благодаря возврату к кропотливому ручному труду. Рука и глаз - вот два главных инструмента реставратора XXI века. И оттого их труд - почти божественное созидание. Полотно буквально пальпировали. Поставили диагноз: много авторских утрат. Убрали неоправданную грунтовку и последующие "записи". Провели восстановление: возвращено примерно 15 процентов авторской живописи. И буквально на днях директор Национального художественного музея Владимир Иванович Прокопцов доложил на совместной коллегии министерств культуры Беларуси и России

: - Титанический труд завершен. Результат ошеломляющий - перед нами другой Куинджи!

Сделали эту работу Андрей Иванович Голубейко и Екатерина Ивановна Волкова (на снимке) - мы благодарим реставраторов из "Третьяковки". Во многих местах на картине полностью восстановлена живописная манера Куинджи, появилась экспрессия мастера, перспектива, глубина. Картина теперь просто обволакивает вновь обретенной воздушной средой, бодрит глаз холодным изумрудцем утреннего неба.

Вместе с москвичами работали и наши специалисты.

- Уровень неплохой, но ощущается, что люди долго варились в собственном соку, - прокомментировал сотрудничество А.Голубейко. Он заведует реставрационными мастерскими Третьяковской галереи.

Но теперь благодаря сотрудничеству двух министерств культуры есть договоренность, что в конце года белорусы приедут в "Третьяковку" на стажировку - причем вместе с несколькими нашими картинами, где под "московским глазом" будут их реставрировать и одновременно осваивать новации.

- Потому что собрание у вас потрясающее. Одно полотно лучше другого, - подтверждают ценность нашей коллекции оба реставратора из Москвы. И не без удивления: - Говорят, и запасники не хуже...

Возрожденная "Березовая роща" Куинджи будет представлена публике в день торжественного закрытия выставки "Шедевры Третьяковской галереи" 26 сентября.

Фото Игоря МАКАЛОВИЧА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter