Какое мороженое чаще предпочитают белорусы и о чем свидетельствуют мировые тренды

Освежающий минус — настроение в плюс

♦ Бренд какого сельхозпредприятия на фирменном мороженом?

♦ В чем главное отличие белорусского сладкого лакомства?

♦ Сколько килограммов его производят отечественные молокоперерабатывающие предприятия в расчете на одного человека?

♦ В каких странах продукт рубят топором, а где едят с ножом и вилкой?

♦ Почем прохлада в Мюнхене?
Мороженое поистине уникальный продукт. Молоко в его составе первенствует среди других компонентов, и на этом, пожалуй, сходства с иной молочной продукцией заканчиваются, начинаются отличия: особенности в хранении, транспортировке, сезонности. Едой на каждый день его также не назовешь, скорее импульсным товаром, освежающим в летний зной, поднимающим настроение. Ежегодно производители придумывают что-нибудь новенькое, чтобы удивить, порадовать покупателей: новые вкусы, формы, объемы и дизайн упаковки. Сосчитать полный ассортиментный перечень — задача не из легких. Какое мороженое чаще предпочитают белорусы и о чем свидетельствуют мировые тренды?

Из истории холодного десерта

Считается, что прообраз мороженого появился еще в Древнем Китае за две тысячи лет до нашей эры. Молочные продукты, напитки, охлажденные доставляемым с гор снегом или льдом, любили также древние греки, персы, римляне, египтяне. У каждого народа были особые рецепты, популярность продукта стремительно прирастала.

Современные технологии многократно увеличили ассортимент лакомства, которое не выходит из моды по сей день. А разнообразные, в том числе диковинные рецепты придутся по вкусу даже избалованным гурманам.

Стоит, пожалуй, добавить, что лидером по производству мороженого неизменно выступает Китай, за право называться чемпионами по поеданию лакомого продукта американцы соревнуются с новозеландцами. Белорусы, как и ближайшие наши соседи, потребляют его в разы меньше.

Хотя и у нас есть свои рекорды. По словам заместителя начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Марии Климовой, Беларусь производит 3,6 килограмма мороженого в расчете на человека в год и лидирует по этому показателю в ЕАЭС. Для сравнения: в Казахстане — 1,7, Кыргызстане — 0,8, Российской Федерации — 2,8 килограмма.

Спрос на эксклюзив

Специалисты подсчитали, что в мире более 850 видов мороженого и примерно столько же напитков на его основе. Помимо известных и привычных потребителю вариантов, есть и более экзотические. Соленая карамель или сочетание малины с базиликом уже стали популярными. В Европе в ресторанах авторской кухни можно встретить мороженое с ветчиной, беконом, зеленью, сыром, яйцом. Его цена немного выше, чем традиционного, но вкусовые миксы пользуются высоким спросом.

Умеют удивлять и наши технологи. Например, на выставке «Белагро-2020» Институт мясо-молочной промышленности НАН Беларуси представил мясное мороженое Ice meat, в составе которого отборное мясное сырье и другие полноценные ингредиенты.

Сладость на радость

В мороженом десятки ценных для организма веществ. Они способствуют повышению иммунитета, улучшают мозговую деятельность, быстро восстанавливают энергию. По мнению ученых, его употребление дает еще и дополнительный терапевтический эффект, связанный с выработкой положительных эмоций. Вкус мороженого напоминает о без­заботном детстве.

В Беларуси мороженое производят 17 молокоперерабатывающих предприятий, из них шесть — наиболее крупные игроки на рынке. Примечательно, представлены они, считай, в каждом регионе. Палитру предлагаемых вкусов описывать слишком долго, но стоит отметить, что к летнему сезону почти у каждого несколько новинок. Например, ОАО «Савушкин продукт» освоило выпуск мягкого мороженого с рикоттой и апельсином, ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» — с зефиром.

Любят взрослые и дети продукцию ОАО «Могилевская фабрика мороженого», СООО «Морозпродукт», УП «Минский хладокомбинат № 2» и других заводов. Кто-то больше производит, а кто-то делает акцент на перспективные новинки. И у каждого — особенное мороженое, фруктовый лед.

За прошлый год в общей сложности произведено 38,9 тысячи тонн мороженого и пищевого льда, кроме смесей и основ для приготовления сладкого десерта (темп роста к уровню 2020‑го — 107,5 процента). В том числе в Минской области изготовили 14,9 тысячи тонн (106,3 процента), в Брестской области — более 11,6 (109), в Гродненской — 2,1 (138).

В первом полугодии 2022‑го произвели 27,3 тысячи тонн мороженого и пищевого льда, кроме смесей и основ для приготовления сладкого десерта, в том числе 22 тысячи тонн мороженого на молочной основе.


— В нашей стране нет такого понятия, как более или менее качественное мороженое, — все соответствует стандартам по безопасности, физико-химическим требованиям, органолептике. Жесточайший контроль качества. Поэтому и спрос на нашу продукцию столь высокий как на внутреннем, так и внешнем рынках, — отмечает заведующая отделом технологий молочных продуктов РУП «Институт мясо-молочной промышленности» НАН Беларуси Екатерина Беспалова.

При этом большинство молокоперерабатывающих предприятий выпускают мороженое именно закаленное, то есть привычное, которое продается в магазинах. При производстве оно проходит через камеру закаливания, что позволяет сохранять твердую структуру. При транспортировке важно сохранять определенные условия хранения — в этом основная сложность.

Есть и другой вариант мороженого — мягкое. Технологию новой не назовешь, применяется в нашей стране более пяти лет. А разработали ее в Институте мясо-молочной промышленности. Принцип достаточно простой: на предприятиях готовят жидкую, а лучше всего сухую смесь для мороженого. В магазины она не поступает, готовится под заказ, например, для кафе. Предусмотрена специальная технология восстановления: мороженое поступает во фризеры, где нагнетается отрицательная температура. Продукт охлаждается, взбивается и получает нежную консистенцию. 

— Состав натуральный. Преимущество такой смеси — в длительном хранении. К тому же ее проще транспортировать, в том числе поставлять на экспорт в дальние страны. Главное условие — влажность воздуха не должна превышать 85 процентов. Технологию пока опробовали только несколько производителей. Изу­чают спрос, ценовой фактор играет важную роль, — подчеркивает Екатерина Беспалова.

Свое, фирменное!

В торговой сети Могилевской области продается мороженое под брендом «Александрийское». Названо оно в честь одноименного сельхозпредприятия, более того, производится из молока, получаемого на молочно-товарных комплексах хозяйства.

— Готовим по просьбе сельчан, в первую очередь для их фирменной сети, вкусный пломбир, в составе которого только натуральные ингредиенты и никаких заменителей молочного жира, — поясняет главный технолог ОАО «Бабушкина крынка» Екатерина Казаченко. — В целом все виды нашего мороженого востребованы. Изучаем потребительский спрос, с уверенностью могу сказать, белорусы любят новинки, но по объемам продаж лидируют пломбир, шоколадное мороженое и крем-брюле. И чаще всего в стаканчике. Начиная с сентября возрастут продажи так называемого семейного мороженого в пакетах от 0,5 килограмма.

Екатерина Витальевна подчеркивает, что для производства используются исключительно свежие сливки из натурального коровьего молока, благодаря этому продукция обладает стойким сливочным вкусом и ароматом. На предприятии задумываются о расширении ассортиментного перечня за счет новых перспективных видов, но уже сегодня производят в сутки до 2,5 тонны. В летний сезон в месяц — до 80 тонн.

Возвращаясь к фирменному мороженому. Это не первый подобный заказ у предприятия. Ранее выпускали мороженое и сырки под торговым брендом ОАО «Минский тракторный завод». Это, как говорится, современная фишка. Буквально месяц назад немецкий производитель автомобилей анонсировал выпуск мороженого в пяти своих фирменных цветах. И на каждой упаковке — знаковая модель авто.

Так что наши хозяйства в тренде.

Сахар — на снижение!

Дети больше внимания обращают на вкус и цвет, а взрослые, руководствуясь принципами здорового питания или же имея проблемы со здоровьем, внимательно читают информацию на этикетке. Калорийность самого популярного вида мороженого — пломбира без начинки — от 230 килокалорий на 100 граммов продукта. 

Поэтому стремительно растет покупательский спрос на низкокалорийное мороженое, а также с пониженным содержанием сахара. Есть такой товар и на белорусских полках.

— Любой вид мороженого, будь то молочное, сливочное или пломбир, можно производить с пониженным содержанием сахара, с подсластителями. Правда, разработать соответствующую технологию и при этом сохранить привычный вкус непросто. Это ведь не обычный молочный продукт, а сладкий, замороженный, имеющий воздушную консистенцию, — отмечает заведующая сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли РУП «Институт мясо-молочной промышленности» НАН Беларуси Елена Войтехович. — В апреле прошлого года на основании наших разработок внесены дополнения в действующий госстандарт.

Первыми выпуск новой продукции освоили УП «Минский хладокомбинат № 2», ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» и «Молочный Мир». Для удобства покупателей на упаковке об этом написали. Вместе с тем масштабно переходить на новые рельсы отечественные предприятия не спешат, просчитывают экономический эффект.

Для нас мороженое не основной продукт, но видим растущий потребительский спрос и пытаемся соответствовать современным тенденциям: выпускаем молочное мороженое «Снежинка» 5‑процентной жирности. К слову, классический пломбир в три раза жирнее. Также производим протеиновое лакомство с повышенным содержанием белка, сниженным количеством жира, без сахара, — резюмирует маркетолог ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» Наталья Козинская.

Спрос на веганское мороженое в Беларуси пока невысок. К слову, в свое время Институтом мясо-молочной промышленности была разработана его рецептура на овсяном молоке, полученном по специальной технологии из овсяных хлопьев.

Мороз на экспорт

По информации Белстата, в прошлом году перерабатывающие предприятия экспортировали мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, в 16 стран мира, в том числе в Россию — свыше 8,1 тысячи тонн, в Израиль — 674 тонны, в Латвию — 147, в Казахстан — 82,6, Канаду — 16,7 тонны. Общая стоимость превысила 23 миллиона долларов.

Крупнейшие экспортеры мороженого в мире — страны ЕС: Франция, Германия, Бельгия. В то же время европейцы, а именно Германия, Великобритания, Франция, — и главные импортеры лакомого товара.

Мороженое не основной продукт, но повышение цен на него европейцы сразу заметили. По информации Национального союза потребителей Италии, в прошлом году стоимость у них в стране возросла более чем на 10 процентов. 

В Германии средняя цена одного шарика мороженого по сравнению с прошлым годом выросла: 1,46 евро. В Мюнхене и Штутгарте семье из четырех человек за два шарика для каждого придется заплатить 16 евро. В самых дорогих кафе цены еще выше. В Китае 75‑граммовая упаковка мороженого с темным шоколадом от премиального бренда стоит в среднем 8,2 доллара. 

Россияне также отметили в этом году подорожание. Согласно данным аналитиков, средняя стоимость килограмма сливочного мороженого в январе 2022‑го составляла 494 рубля 82 копейки, к концу марта выросла до 537 рублей.

В Беларуси в одной из торговых сетей стоимость белорусского мороженого в упаковке до 100 граммов варьируется от 99 копеек до рубля 95 копеек, российских лакомств на растительном молоке без лактозы и сахара — 13 рублей 49 копеек.

Но говоря о ценах, сложно не вспомнить мороженое Frozen Haute Chocolate, попавшее в Книгу рекордов Гиннесса. В допандемийный период его стоимость достигала 25 тысяч долларов. В составе лакомства, которым угощают в одном из ресторанов Манхэттена, более 28 сортов дорогих бобов. Украшают его шоколадные трюфели и конфетти из съедобного 23‑каратного золота. Подают на подносе в уникальном фужере. И все, включая десертную ложку, из золота. Когда-то десерт считался самым дорогим в мире, потом уступил пальму первенства более примечательным и дорогостоящим.

bernikovich@sb.by 

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter