Освенцим: вспомнить все

«…После прибытия в Освенцим нас поместили в карантинный блок № 22. Мой номер был на левой руке – 79692. Условия содержания – адские. Мы были холодные, голодные и каждый день битые. Кормили – спичечный коробок хлеба и чай из березовых веток.

«…После прибытия в Освенцим нас поместили в карантинный блок № 22. Мой номер был на левой руке – 79692. Условия содержания – адские. Мы были холодные, голодные и каждый день битые. Кормили – спичечный коробок хлеба и чай из березовых веток. Одеты были в полосатые платья и такие же беретки, на левой груди – красный треугольник, на ногах – деревянные колодки…»


Это одно из воспоминаний, которые вошли в книгу «Лагерь смерти Освенцим: живые свидетельства Беларуси», вышедшую недавно в издательстве «Литература и искусство». Читать воспоминания бывших узников лагеря смерти равнодушно – невозможно.


Из воспоминаний Валентины Артемовны Александрович: «Номер татуировки 81548. Время смешалось, спрессовывалось, теряя истинный смысл. Под прошлым подводилась черта. О нем предпочитали не говорить, особенно без надобности и с незнакомыми людьми – во избежание всякого рода неприятностей и осложнений…


Работать и выполнять приказы – бегом. Есть, спасть, убирать в бараке, истреблять вшей – по команде. Справлять естественные физиологические потребности – по расписанию за считанные секунды. При встрече с эсэсовцами – снимать головной убор. На все замечания, пожелания и указания лагерных начальников – бодрым голосом отвечать «Яволь»…»


Концентрационный лагерь Освенцим располагался в 60 километрах от Кракова. Немцы называли его «Аушвиц». За время Великой Отечественной войны около 1,3 миллиона человек были умерщвлены в Освенциме. В лагере на заключенных проводили медицинские опыты, изучали, как различные химические вещества будут действовать на организм. Заключенных искусственно заражали малярией и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента.


Детей в лагере называли «бандеркиндерами», поскольку партизан немцы считали бандитами. Некоторые выжившие в Освенциме вспоминали, что в бараках на нарах спали по трое, а блох было так много, что на теле не было живого места. Некоторым детям удавалось прятать игрушки под одеялом, «тяжелым от вшей».


– В этой книге собраны наиболее полные свидетельства белорусских узников лагеря смерти Освенцим. Есть исторические сведения о лагере, фотографии, – пояснил один из составителей книги Кузьма Козак. – Почти каждую семью в нашей стране затронула война. И мы просто обязаны знать свою историю, помнить и о тех, кто ценой своей жизни добывал победу, и о тех, кто погиб.


Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter