На прошлой неделе в Минске прошел пятый раунд переговоров Минской контактной группы ОБСЕ по урегулированию украинского кризиса и тематических подгрупп

Острые тупики минских переговоров

Впервые в заседании группы участвовал новый спецпредставитель председателя ОБСЕ Мартин Сайдик. В Минск также приехали представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего. Украину представлял экс-президент Леонид Кучма, Россию – Азамат Кульмухаметов. Бывший представитель ОБСЕ Хайди Тальявини также присутствовала на переговорах, по итогам которых она заявила, что, несмотря на некоторый прогресс в рамках экономической и гуманитарной тематических подгрупп, переговоры получились «не очень простыми». Как и во время предыдущих встреч контактной группы, договориться о каких-либо конкретных решениях не удалось. 

То, что переговоры заходят в тупик, стало ясно еще в начале июня, когда возобновились бои под Марьинкой недалеко от Донецка, а представитель ОБСЕ Хайди Тальявини объявила о своей отставке.

Косвенным подтверждением кризису переговорного процесса также стало появление в ряде украинских СМИ спекуляций на тему пересмотра Минских соглашений.

В день заседания Минской контактной группы ОБСЕ украинские СМИ запустили версию: мол, Брюссель готовит дополнительный пакет предложений для выполнения Минских соглашений. Эти идеи якобы были сформулированы во время визита в Киев Йоханнеса Хана – еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства. По ним ЕС убеждает украинскую власть заранее выполнить политические пункты Минских соглашений (например, предоставить специальный статус Донбассу, причем не на три года, а навсегда). При этом якобы Брюссель предлагает украинским властям выполнять Минские соглашения, не дожидаясь, пока самопровозглашенные республики выполнят свои обязательства, дабы избежать российских претензий.

Между тем в реальности Киев по-прежнему указывает на невыполнение условий Минских соглашений со стороны России, ДНР и ЛНР, а также настаивает на том, что официальный диалог начнется только с легитимно избранными представителями отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. Под легитимностью Украина понимает выборы, проведенные в соответствии именно с украинским законодательством, – при предварительно восстановленном контроле над российско-украинской границей. 

Все переговоры по украинской проблеме, в том числе и в Минске, проходят в закрытом режиме. При этом официально ни европейская, ни украинская сторона не подтверждают и не комментируют информацию, которую распространяют разного рода СМИ по поводу различных вариаций Минских переговоров.

Но и сам факт появления спекуляций на тему новых версий Минских соглашений свидетельствует о проблемах, связанных с выполнением уже существующих. Ни один из пунктов Нормандских договоренностей так и не был реализован полностью. Режим прекращения огня систематически нарушается, вдоль линии разграничения стороны опять начали развертывать тяжелые вооружения. 

С каждым новым раундом переговоров различия в позициях сторон, особенно по вопросам проведения конституционной реформы (политическая подгруппа), становятся все более явными. И это вряд ли сможет способствовать разрешению конфликта на востоке Украины. 

Арсений СИВИЦКИЙ,  директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований

Минск
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter